Подготовленный Министерством культуры России проект документа «Основы государственной культурной политики», который в перспективе может стать федеральным законом «О культуре», несмотря на ряд революционных по своей сути идеологических предложений, в профессиональном сообществе деятелей культуры ажиотажа не вызвал. Опрошенные Центром политического анализа эксперты или ограничиваются общими словами поддержки проекта, или склонны видеть основные проблемы российской культуры в принципиально иных аспектах.
Отметим, что проект Минкультуры России – лишь один из подобных документов, разработанных после заседания президентского Совета по культуре и искусству осенью 2013 года. Тогда президент России Владимир Путин высказал свое видение концепции развития культуры в России, предложив собравшимся подумать над программой. Помимо Минкультуры, весной 2014 года свои предложения, в частности, под руководством главы президентской администрации Сергея Иванова подготовила рабочая группа, которой в итоге предстоит разработать финальный вариант документа, который ляжет на стол президенту.
Документ Минкультуры выделяет ряд достаточно радикальных предложений. Например, государству предлагается занять более значимое место в процессе формировании культурной политики и стать избирательнее в своей помощи различным культурным проектам. Например, как говорится в документе, «не все, что предъявляется под видом современного искусства должно рассчитывать на государственную поддержку».
Базисом культурной госполитики должен стать историзм и преемственность, то есть приятие непрерывности российской истории, а также цивилизационный принцип, то есть понимание истории России, как части мировой истории.
Российская культура, по мнению авторов проекта «Основ…», должна базироваться не на принципах мультикультурализма и толерантности, а на понимании, что «основой и ядром российской культуры является русская культура».
«Достаточно очевидно, что исторически именно русский народ являлся и является «государствообразующим». Отрицание этого факта равносильно отрицанию межнациональных различий вообще», - поясняют авторы причины отказа от принципа мультикультурализма. Однако, по их мнению, это не значит, что культуры других народов должны быть исключены, но они должны быть рафинированы от «чуждых обществу ценностных норм».
«Народы, интегрируемые в состав российского государства в процессе его создания, принимали эту общую культуру, одновременно отказываясь от несвойственных российской культуре национально-культурных особенностей. Так, включение в состав Российской империи территорий Северного Кавказа сопровождалось постепенным отказом населявших их народов от целого ряда норм шариатской культуры того времени — таких, как кровная месть, многожёнство, рабовладение и пр.», - утверждают авторы документа.
Член Общественного совета при Минкультуры России, советский и российский искусствовед, президент Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ирина Антонова сомневается в том, что культура страны в высокой степени должна зависеть от разработанных в различных кабинетах стандартов. «Наверное, это должно формироваться само собой», - считает она.
Сомневается искусствовед и в необходимости законодательно закрепить особую роль русской культуры. По ее мнению, и без дополнительных документов понятно, что в России базовая культура – русская, как и в Германии – немецкая, а в Великобритании – британская.
«Когда мы говорим «русский», мы имеем в виду одну конкретную национальность, а когда говорим российский – мы понимаем, что у нас есть огромное количество языков, наций. И мы учитываем и вклад, и образ мысли, и достижения каждой национальности»
В тоже время, по мнению Ирины Антоновой, российская культура не должна как-то «замыкаться» от культур других стран.
«Начиная со второй половины XX столетия, очень активно устанавливаются связи всех друг с другом – это и взаимообогащение музыкой, литературой, пластическим искусством. И Россия всегда была особенно чувствительна в этом плане. У нас как нигде читали Бальзака, я помню, как за ним записывались в очереди, как у нас любят и знают Шекспира, у нас вообще прижился огромный круг всевозможных явлений культуры мира. Может, и не в каждой стране так», - говорит Антонова.
В свою очередь, член Общественного совета при Минкультуры, народный артист России, кинорежиссер Николай Бурляев считает, что упор на русскость – «это абсолютно нормальная установка на то, чтобы на Руси было более внимательное отношение к русскому».
«Как мне говорили многие представители малых народов: пока есть Россия, есть и все мы», - объясняет он.
Иного мнения Бурляев придерживается и по поводу роли государства в развитии культуры.
«Как мне показывает мой жизненный и творческий опыт, вопросы культуры – это первостепенные вопросы жизнедеятельности государства. Есть культура – будет и все остальное, а нет культуры – общество придет в упадок, - говорит Бурляев. - К сожалению, так происходило в последние четверть века, когда внимание к культуре было практически упразднено, культура стала отхожим местом, были потеряны все ориентиры, были утрачены все традиции, наступила вседозволенность. В результате мы пришли к тому, что зашкаливает преступность и присутствуют все показатели деградации общества»
«То, что наше государство, наконец, обращает внимание на культуру – это сейчас, наверное, самое важно после событий на Украине»
Позитивно оценивает суть рекомендаций Минкультуры журналист, политический обозреватель Михаил Бударагин. Однако, по его мнению, проблема развития российской культуры находится в другой плоскости.
«У нас культура глубоко эпигонская. Вот есть у нас 200 тысяч провинциальных поэтов, пишущих стихи под Есенина, и 100 тысяч провинциальных художников, пишущих под Васнецова или Никаса Сафронова. И сидят всякие чиновники, которые дают им немного денег. Главный вопрос: после принятия этой замечательной концепции, что в этом изменится? Да ничего не изменится, - говорит Бударагин.
«Вот есть ужасное, плохое стихотворение под Есенина. Оно ничему не противоречит, оно про родину, про патриотизм, про березки. Просто оно плохое. И механизмов, как изменить эту очень грустную ситуацию я не вижу. И Министерство культуры даже не понимает эту проблему, она даже не озвучена. А декларации хорошие», - отмечает журналист.