17 июня, понедельник

Не место для Славы КПСС

31 августа 2017 / 20:50
публицист

На базе музея Есенина открывается новое пространство для современных поэтов — «Есенин-центр». Официальная церемония назначена на 2018 год, но по факту площадка уже запустилась.

Первыми туда заселились люди из объединения «Театр поэтов» под руководством актера, телеведущего и баснописца Влада Маленко. Они будут собирать по России молодые таланты, а также устраивать всевозможные хеппенинги, мистерии и другие мероприятия, нацеленные на трансляцию духовных ценностей.

Впервые широкая публика услышала о «Есенин-центре» во время форума «Таврида». 30-летний Александр Антипов в беседе с Владимиром Путиным сказал, что в 90-е и начале нулевых поэзией государство не занималось, а теперь — какой-то невероятный подъем. «Был золотой век, был Серебряный, были шестидесятники, а теперь — мы», — отметил молодой человек. Он выразил уверенность, что новый центр станет точкой сборки, центром притяжения и в целом полярной звездой для молодых поэтов со всей России. «Надо звать с регионов парней и девочек, потому что, я уверен, в Липецке, Красноярске, Владивостоке сидит абсолютно гениальный человек — Башлачев новый, Высоцкий, Пушкин. Он пишет свои вещи гениальные, и не знает, куда пойти!»

Президент удостоверился, что «Сергей Семенович помогает» и с удовольствием отметил, что «теперь увидит и будет помогать еще больше». Сам Антипов сказал, что для него разговор с Путиным ничем не отличался от разговора с любым другим гражданином РФ, а главной задачей было донести мысль о том, что в стране много талантливых ребят и «Театр поэтов» старается по мере сил выискивать «яркие звездочки».

Маленко и его круг в самом деле многое делают для молодых талантов. Проводят для молодежи «Филатов-фест», помогают издавать книжки, дарят путевки на форум «Таврида». Впрочем, отбор очень строгий. Елена Исаева, Игорь Волгин, Всеволод Емелин, Амарсана Улзытуев, Иван Купреянов и другие эксперты не оставляют графоманам ни единого шанса. «Много женских страданий, прикрытых легким цинизмом. Много беспросветной жести (она уже старомодна). Мало простых открытий, удивлений, мало детского отношения к миру», — описывает Маленко трудности поиска самородков.

Но кое-кого найти удалось. Скажем, «немного обэриута» Алексея Зайцева, «чистого шестидесятника» Антипова и Алену Синицу, которую Маленко называет «Агузаровой от поэзии». Все эти ребята участвуют в спектакле «Площадь революции, 17», который играют в Центре драматургии и режиссуры на Беговой вместе с музыкантом Сергеем Летовым. «Там одни поэты на сцене, а с ними легендарный Сергей Летов. Короче, мы — такой брехтовский, немного цыганский коллектив имени Владимира Маяковского. И носы у всех дымятся от интереса к жизни», — рассказывает Маленко.

Некоторых поэтов и музыкантов, благодаря «хорошим чиновникам», Маленко удалось пристроить на ставки в ЦДР, а в остальном — они просто качаются на волнах, подобно кораблю, придумывают проекты и ищут деньги в разных местах. Что же касается площадки на территории музея Есенина, собственно, «Есенин-центра», то здесь уже чисто музейная история, и в этом смысле Сергей Семенович действительно помогает.

«Знаком я с Маленко по «Филатов-фесту», — рассказывает поэт Всеволод Емелин. — Поэтические фестивали — дело склизкое. Большинство из них ничего, кроме графомании, не множит, на мой взгляд. А Влад с командой каждый год ухитряется привлечь очень интересных молодых ребят».

Емелин говорит, что Маленко всегда старается организовать для молодежи какие-то социальные лифты, трудоустроить содержательных ребят. Правда, мысль об объединении поэтов Емелин считает утопической, ведь все они разбиты на враждующие группировки и собрать их на одной площадке нереально. «Да хоть от себя могу предложить длинный список известных стихотворцев, с которыми на одном гектаре не появлюсь», — отметил поэт.

Что же касается тусовки самого Маленко, то ее, по словам Емелина, характеризуют «экспериментаторство в рамках традиции» и «умеренный путинизм, не доходящий до противного».

Как литератор, Маленко известен в первую очередь своими баснями, которые высоко оценил сам Сергей Михалков. Скажем, в одном из произведений автор рассказывает о свадьбе автомобилей «Нива» и «Мерседес». Там дело обстоит так, что сначала разные иномарочки не одобряют мезальянс, ведь «Мерседес» мог бы найти себе невесту получше, но потом влюбленным удается заручиться поддержкой различной бронетехники, и тут уже окружающие мигом прекращают строить козьи морды, а вместо этого улыбаются, кричат «Горько» и заливают друг в друга бензин. А танк со стареньким ЗИЛом, который при Сталине возил хлеб, знай себе посмеиваются в сторонке: «Наверняка бы никто не пришел, если бы у нас пушек не было!»

В 2004 году было про аллигатора-олигарха. В 2011-м — про фашиствующий Майдан. В общем, действительно эксперименты в рамках традиции и умеренный путинизм.

Впрочем, некоторые поэты настроены довольно скептически. «Нечего комментировать. Государство дает бюджет, и если там не будут на всю катушку славить власть, то всех посадят», — пояснил поэт Андрей Родионов.

Молодой поэт Ростислав Амелин сказал, что ни он сам, ни кто-либо из его друзей («крупных молодых московских поэтов 20-30 лет») никогда не слышали о «Есенин-центре». «Это может говорить о двух вещах: либо мы говно, либо говно — этот «Есенин-центр», я выбираю второе», — отметил Амелин. По его словам, имя новой культурной площадки звучит как название кабаре, где «молодые поэты, выселенные с Арбата, читают перед дамами, как они срали на розы». Он заметил, что «трансляция духовных ценностей» отвратительна, а бить по улицам и площадям в наши дни лучше получается у рэперов, чем у поэтов, но Гнойный в «Есенин-центр» не придет.

Поэт Игорь Караулов в свою очередь отметил, что «Есенин-центр» мог бы стать достойным ответом «Ельцин-центру» в Екатеринбурге, ведь, судя по форме и смыслу названия, это будет учреждение примерно того же профиля. «Оно могло бы многое сделать для пропаганды специфической московской алкокультуры, одним из символов которой заслуженно стал автор цикла стихов «Москва кабацкая». Если поэты будут там, по заветам Есенина, читать стихи проституткам и с бандитами жарить спирт, то тем самым современной поэзией будут охвачены две важные группы нашего населения, до сих пор принимавшие лишь ограниченное участие в поэтической жизни», — сказал Караулов.

В то же время поэт подчеркнул, что в Москве уже есть литературные площадки, носящие имена Булгакова, Брюсова, Цветаевой, Алексея Толстого, так что новый культурный центр приходит не на целину, а на довольно обжитое пространство, и поэтому стать «главной поэтической площадкой» ему будет очень непросто. Тем не менее, еще одно место встречи поэтам и их поклонникам не помешает. «Лишь бы публики хватило на всех», — подытожил Караулов.

Подводя итог, надо сказать, что вопреки сообщениям СМИ новая площадка уже давно вовсю работает. На днях музыкант Сергей Летов показывал там фильм Дзиги Вертова «Одиннадцатый», Алена Синица собрала полный зал на концерте памяти Курехина, а 10 сентября, на День города, поэты собираются  «отремонтировать время»: будет марафон, квест, концерт и, разумеется, шествие ростовых кукол.

Источник


тэги
читайте также