Едва ли мы можем сказать, что в России в основе не русская культура.
Стоит ли в принципе пытаться как-то структурировать госполитику в области культуры? Или культура должна жить сама собой?
Наверное, это должно формироваться само собой.
Авторы предлагают признать, что в основе российской культуры должна быть русская культура. Как вы оцениваете такой особый подход к «русскости»?
Ну а как же еще? В Германии в основе немецкая культура, в Великобритании – британская. Едва ли мы можем сказать, что в России в основе не русская культура, а, предположим, французская.
Русскость - что это значит? Сейчас у нас есть понятие российское, которое включает все народы, живущие в стране. Поэтому, когда мы говорим «русский», мы имеем в виду одну конкретную национальность, а когда говорим о российской – мы понимаем, что у нас есть огромное количество языков, наций. И мы учитываем и вклад, и образ мысли, и достижения каждой национальности.
Думаю, что сегодня в мире огромное значение имеет причастность к мировой художественной культуре. Посвященные мировой художественной культуре музеи, как, например, Эрмитаж или на наш музей, - они учитывают огромные богатства, которые эта культура несет, и в которой мы, наша страна имеет определенное место. Иначе невозможно сейчас. Начиная со второй половины XX столетия, очень активно устанавливаются связи всех друг с другом – это и взаимообогащение музыкой, литературой, пластическим искусством. И Россия всегда была особенно чувствительна в этом плане. У нас как нигде читали Бальзака, я помню, как за ним записывались в очереди, как у нас любят и знают Шекспира, у нас вообще прижился огромный круг всевозможных явлений культуры мира. Может, и не в каждой стране так.
Так же и наша культура. Например, в литературе – это Достоевский, Толстой, в музыке – Чайковский… это огромное богатство, которое принадлежит России, но и всему миру одновременно. Замыкаться нам нельзя.