20 мая президент России Владимир Путин прибыл с официальным визитом в Китайскую Народную Республику. По итогам переговоров, в которых приняли участие, помимо Путина, председатель КНР Си Цзиньпин и ряд крупных российских и китайских чиновников и бизнесменов, подписано более 40 договоров о сотрудничестве, а также два совместных заявления России и Китая по Украине и Сирии. Центр политического анализа попросил экспертов прокомментировать значение прошедших сегодня в Шанхае переговоров.
Россия и Китай приняли совместные заявления по Сирии и Украине, осуждающие вмешательство во внутренние дела государств и односторонние санкции, а также договорились о совместном праздновании 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне и начале Российско-Китайских военно-морских учений. Это, пожалуй, главный политический результат переговоров между лидерами России и Китая, состоявшихся сегодня в Шанхае.
Россия и Китай призывают все общественно-политические группы Украины вступить в диалог и разработать концепцию конституционного развития государства при полном соблюдении прав граждан, отмечается в совместном заявлении по итогам переговоров
Кроме того, в документе говорится, что РФ и КНР намерены противостоять вмешательству во внутренние дела других государств и призывают отказаться от языка односторонних санкций, а также от финансирования или поощрения деятельности, направленной на изменение конституционного строя другого государства.
«Стороны подчеркивают необходимость уважать историческое наследие стран, их культурные традиции и самостоятельно выбранный общественно-политический строй, систему ценностей и пути развития; противостоять вмешательству во внутренние дела других государств, отказаться от языка односторонних санкций, от организации помощи, финансирования или поощрения деятельности, направленной на изменение конституционного строя другого государства или его вовлечение в какое-либо многостороннее объединение или союз», - отмечается в документе.
Руководители России и Китая призывают «сохранять стабильность международных отношений, мир и безопасность на региональном и глобальном уровнях, урегулировать кризисные ситуации и споры, бороться с терроризмом и трансграничной преступностью, противодействовать распространению оружия массового уничтожения».
Кроме того, в принятом по итогам переговоров Владимира Путина и Си Цзиньпина заявлении по Сирии отмечается, что «Россия и Китай поддерживают усилия сирийского правительства и мирового сообщества, направленные на успешное завершение процесса ликвидации сирийского химического оружия, выражают глубокую озабоченность гуманитарной ситуацией в Сирии и призывают к комплексному недискриминационному и деполитизированному подходу к скорейшему решению гуманитарных проблем Сирии и сирийских беженцев за рубежом при соблюдении норм международного гуманитарного права».
С точки зрения директора Международного института новейших государств Алексея Мартынова, главный итог сегодняшних российско-китайских переговоров по столь широкому кругу вопросов - это сам факт проведения широкоформатных переговоров в условиях сегодняшней международной повестки.
«Значение тех сигналов, которые сегодня транслировались из Китая и, прежде всего, были адресованы некоторым западным странам, позволяющим себе слишком многое, в том числе и по украинскому вопросу, сложно переоценить»
«Тенденция к углублению российско-китайских отношений прослеживалась уже несколько лет, и сегодня на этих переговорах эта тенденция приобрела практические очертания»,- полагает Мартынов.
Заместитель генерального директора Института национальной стратегии Александр Костин отмечает, что эту встречу лидеров России и Китая нельзя назвать рамочной по многим причинам.
«В частности, стоит отметить качественное изменение политики КНР. Мало кому известно, что на последнем съезде компартии Китая, к власти пришла новая команда. Это достаточно жесткие, последовательные и решительные люди, в этом смысле они чем-то похожи на Владимира Путина. Они воспитывались во время бурного экономического роста Китая в условиях фактически однополярного мира. Новый Китай не склонен видеть себя в положении младшего брата в отношениях с Россией, не склонен уходить от спорных моментов, концентрируясь исключительно на внутренней политике. Сейчас Китай уже готов активно защищать свои инвестиции, не избегая жестких внешнеполитических заявлений, бороться за место в кругу ведущих мировых держав», - отмечает Костин.
«Для России одним из принципиальных моментов является переориентация банковской системы в условиях, когда западные страны фактически взяли курс на технологическую изоляцию России. У нас, по сути, не остается иного выбора, кроме как переключиться на китайские рынки, и мы можем это сделать в ущерб всему остальному миру. Китай с удовольствием предоставит свои финансовые и технологические ресурсы, в ущерб уже не нам, а Европе и США», - считает эксперт. По мнению Костина, мы можем и должны предлагать КНР не только ресурсы, но и проекты технологического развития – научные решения нового технологического уклада, в робототехнике, освоении космоса.
«Во внешней политике России помимо отношений с США и ЕС, должны появиться и СНГ и АТР, в частности, Китай», - считает представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов.