7 июня, воскресенье

Как Украина готовится люстрировать себя

16 октября 2014 / 01:59

С 16 октября в Украине вступает в силу закон «Об очищении власти», согласно которому от руководящих должностей в стране будут отстранены все люди, занимавшие госпосты при президенте Викторе Януковиче, а также все бывшие члены советских партийных или госструктур. Украина не первая страна в Восточной Европе, где проходят люстрации, однако эксперты сомневаются, что ей удастся повторить мирный опыт соседей.

Согласно тексту опубликованного в правительственной газете «Голос Украины» законопроекта, до работы в исполнительной власти не будут допущены несколько категорий граждан.

Во-первых, все государственные и муниципальные служащие, занимавшие свои посты в период правления президента Януковича за исключением выборных должностей.

Во-вторых, высокопоставленные чиновники, сотрудники правоохранительных органов, госслужащие и должностные лица органов местного самоуправления, по вине которых пострадали участники «Евромайдана».

И, в-третьих, бывшие руководители КПСС, Комсомола, политработники силовых ведомств СССР, бывшие сотрудники советских спецслужб, а также лица, которые могли быть причастны к преследованию «участников украинского национально-освободительного движения времен Второй мировой войны и послевоенного времени».

Как ранее заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк, под люстрации на Украине может попасть до миллиона человек.

По своей форме законопроект во многом повторяет практику тех люстраций, которые проводились в странах Восточной Европы после распада СССР, а по сути и все предшествующие проекты люстраций, проводившиеся в XX веке в разных странах мира.

Несмотря на то, что в большинстве случаев люстрации одобрялись общественным мнением, зачастую они превращалось в стихийные, слабо контролируемые кампании, откровенно использовались в борьбе за власть, а, подчас, и вовсе оборачивались настоящими чистками.

В первой половине столетия люстрации в основном были связаны не столько с отчуждением от власти представителей конкурирующего политического режима, сколько с приверженностью к конкурентной идеологии. В США, например, люстрацией можно назвать период 1950-х годов известный как маккартизм или «охота на ведьм». Почву для него подготовил антикоммунистическая истерия или «великий красный ужас» 1920−30-х годов, когда только что сформировавшееся Федеральное бюро расследований (ФБР) фактически выполняло функции политической полиции и организовывало преследование активистов прокоммунистических взглядов.

Только лишь в январе 1920 года в ходе «рейдов Палмера» (по имени генпрокурора Александра Палмера) было арестовано более 10 тысяч человек, уличенных в симпатии коммунистам. Одним из главных идеологов борьбы с левыми был будущий директор ФБР Эдгар Гувер, который использовал для борьбы с коммунистами самые разные уголовные статьи, начиная от шпионажа и заканчивая подстрекательством к мятежу.

В период маккартизма эти, казалось бы, оставшиеся в прошлом страхи американского общества возродились с новой силой. В 1950 году после речи сенатора Джозефа Маккарти, заявившего, что в большинстве федеральных органов власти США сидит множество коммунистов, началась новая «охота на ведьм». По официальным данным, только в первые месяцы работы «Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности» должностей лишились или ушли самостоятельно более полутора тысяч чиновников, подозреваемых в антиамериканизме или симпатии коммунистам.

В результате деятельности парламентского лобби сенатора Маккарти в США появилось Управления по контролю над подрывной или антиамериканской деятельностью, в СМИ начались «фильтрации» — заподозренных в прокоммунистических взглядах деятелей искусства «просили» добровольно уйти из профессии. А в 1954 году коммунизм и вовсе был официально запрещен в США, а соответствующая партия лишена политических прав.

В годы маккартизма преследованиям подверглись многие известные люди, например, актер Чарли Чаплин, легендарный физик Альберт Эйнштейн или создатель американской ядерной бомбы Роберт Оппенгеймер.

Завершилась охота на ведьм лишь в 1954 году после кампании критики сенатора Маккарти в СМИ.

К люстрациям в США можно отнести и краткий период во время Второй мировой войны, когда из страны без объяснения причин высылались или отправлялись в лагеря все выходцы из Японии, включая граждан США. Это было связано с подозрениями в подрывной деятельности в связи с объявлением войны Японии.

Были организованы массовые гонения против инакомыслияи в молодом СССР. В 1920−30-е годы преследовались т. н. бывшие. Иными словами, представители царской номенклатуры. На борьбу с ними были подняты как органы госбезопасности, в разные годы носившие разные названия, так и простое население, активно вовлеченное в борьбу с «кулаками» и «контрой» (людьми, уличенными в борьбе с советской властью).

Наиболее символичным, хотя и далеко не самым трагичным последствием этой борьбы, стала высылка за границу части интеллигенции, вошедшая в историю как «Философский пароход». Речь о нескольких рейсах пассажирских судов, на которых из молодой страны советов уплыли якобы симпатизанты «белого движения».

Мощная люстрация (денацификация) проводилась в Германии после Второй мировой войны. В разных зонах — американской, советской, французской и британской — они проводились по-своему, однако ключевым принципом было отстранение от власти, постановка на учет или предание суду всех бывших членов гитлеровской партии НСДАП.

Любопытно, что в советской части к денацификации относились гораздо строже, тогда как, например, власти США, несмотря на внешнее пренебрежение к бывшим фашистам, часть из них взяли на работу. Самый известный пример — ракетный конструктор, штурмбаннфюрер СС и член НСДАП Вернер фон Браун, создавший для Германии первую в мире баллистическую ракету Фау-2, а впоследствии ставший «отцом» американской космической программы.

Мощная волна антикоммунистических и антисоветских люстраций прокатилась по бывшим странам соцлагеря после развала СССР. Ее отголоски слышны и до сих пор. Люстрации применялись в Чехословакии (после разделения каждая из стран пошла своим путем люстраций), Польше, Венгрии, Германии (люстрация применялась к руководству бывшего ГДР), Болгарии, Албании, Эстонии, Латвии, Литве.

В большинстве этих стран люстрации не предполагали уголовного преследования, а лишь информирование общества о деятельности тех или иных представителей номенклатуры прежнего политического режима. В Прибалтике нормы дополнялись также запретом на госслужбу для бывших коммунистов и сотрудников спецслужб, а также на запрет фашистской или советской символики. В Чехословакии под люстрацию попало более 140 тысяч человек, лишенных должностей за связи с советской властью. В Венгрии поначалу был принят крайне жесткий вариант закона, предполагающий возможность бессрочного преследования всех, кого можно заподозрить в «предательстве родины» с 1944 по 1990 год. Однако он был упразднен Конституционным судом как «политическая месть». Обновившиеся к 1994 году власти Венгрии ограничились лишь широким распространением сведений о чиновниках, которые в прежние годы имели связи со спецслужбами. Жесткая уголовная кампания против бывшего советского руководства была реализована, пожалуй, лишь в Албании.

В 2000-е годы в ряде постсоветских государств вновь заговорили о люстрации. Например, на Украине после победы «оранжевой революции» в 2005 году. Тогда готовились несколько соответствующих законопроектов, предполагающих разные модели от польской до чехословацкой, однако ни одна из них так и не была реализована.

В Грузии же закон о люстрации был принят в 2011 году и предполагает запрет на работу в госструктурах для бывших функционеров КПСС и советских спецслужб, уничтожение советской символики, в том числе и в монументальном искусстве.

На Украине к идее люстраций вернулись в 2014 году после февральского госпереворота. Законопроект долго готовился и обсуждался и впервые был опубликован лишь 15 октября накануне вступления в силу. Несмотря на то, что проект представляется грандиозным, эксперты не советуют ждать от него серьезного эффекта. В частности, по словам историка-слависта, преподавателя РГГУ Вадима Трухачева, в большинстве восточноевропейских стран люстрация де факто не привела к уходу из власти представителей прежнего режима.

«В ряде стран бывшие партийные функционеры даже становились президентами, достаточно вспомнить Александра Квасневского в Польше, Альгирдаса Бразаускаса в Литве, Арнольда Рюйтеля в Эстонии, Рудольфа Шустера в Словакии, и список этот можно продолжать», — напоминает эксперт.

«Так что все это был постреволюционный угар после того как страны Восточной Европы отказались от социализма и перешли к капитализму, старая партийная номенклатура перекрасилась и вполне нашла себя в новой действительности», — говорит историк. Эксперт: Трухачев Вадим

На Украине, по его словам, если проводить люстрацию согласно букве закона придется отстранить от власти буквально всех нынешних руководителей.

О поголовной связи нынешней украинской элиты с режимом Януковича или бывшими советскими органами власти говорит и ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) Эдуард Попов. Он считает, что Киев готовится профанировать люстрацию.

«Я с большим сомнение и скепсисом отношусь к перспективам люстрации на Украине. По всей видимости, это делается в преддверие выборов, под давлением Майдана, который действительно хотел бы видеть очищение власти от остатков советских структур или связей с „Партией регионов“. Но на практике это неосуществимо» — считает он.

Эдуард Попов отмечает: «Вся украинская псеводоэлита связана либо с советской системой, либо с „Партией регионов“, включая президента Порошенко, который имел тесные контакты с „регионалами“». Эксперт: Попов Эдуард Анатольевич

Смысл люстрации политолог видит в том, что под этим предлогом «нынешняя власть может разве что избавиться от своих конкурентов, в том числе, в бизнесе, ради получения ресурсов. Но реально никто ничего революционно менять не хочет, потому что никакой революции на Украине не было».

Впрочем, добавляет он, если на Украине действительно начнется смена элит в результате настоящей революции, ни о каком подобии мягких прибалтийских люстраций и речи быть не может.

«Мы видели Майдан-1 и Майдан-2. Майдан-3 будет не повторением мягкого прибалтийского варианта, а повторение гайдаматчины и хмельнитчины, то есть не что иное, как жестокая резня по религиозному, этническому признаку. Это будет реальная власть толпы», — считает он.

В этом к нему присоединяется и Трухачев. Если в Польше, по его словам, люстрации в том или ином виде продолжаются до сих пор, потому что это не приводит к кровопролитию в стране, то на Украине процесс может обернуться «кровавой баней».

«Другие восточноевропейские страны более однородны: и по национальному, и по религиозному составу, и учебники истории в этих странах выглядят более гладко. Естественно любой такой процесс для Украины чреват кровавым распадом», — полагает историк.

В свою очередь, директор фонда «Историческая память» Александр Дюков полагает, что люстрации на Украине могут пойти по сценарию Латвии или Эстонии, где их вторым этапом стало введение «института негражданства».

«Части прав лишались не только политические оппоненты, но целые потенциально нелояльные категории населения», — напоминает Дюков. Эксперт: Дюков Александр Решидеович

«В случае с Латвией этот второй шаг был гораздо существенней, чем собственно сам закон о люстрации, — рассуждает историк. — Украинские власти сейчас настойчиво пытаются переделать свою страну из многонациональной в государство украинцев. Поэтому запланированные люстрации вряд ли станут концом процесса, скорее, только началом».

С его точки зрения, процесс люстраций на Украине может выглядеть так: «Сначала при помощи люстраций будут лишены возможности представлять нетитульные нации те, кто может представлять их сейчас. Потом, когда выяснится, что этого недостаточно, начнутся ограничения еще и тех, кто может неправильно проголосовать (например, венгерское население в Закарпатье, румынское в Буковине, русское в юго-восточных регионах — ред.)».

Александр Дюпин

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
16 октября / 02:08
Люстрации в недемократическом государстве — это политическая дубинка
В Германии, несмотря на люстрации после войны, на многих должностях остались бывшие нацисты {Читайте далее}
Дюков Александр Решидеович, директор фонда «Историческая память»
16 октября / 02:09
В Прибалтике люстрации вместо бывших советских элит привели во власть граждан США
Одно дело — красивые декларации, другое — реальная политика {Читайте далее}
Попов Эдуард Анатольевич, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ)
16 октября / 02:12
Бывшая партийная номенклатура превратила Словению в самую богатую страну экс-соцлагеря
В Украине под люстрацию должны попасть все, потому что большинство деятелей нынешнего руководства были комсомольскими вожаками {Читайте далее}
Трухачев Вадим , историк-славист, преподаватель РГГУ
тэги
читайте также