13 декабря, пятница

К мэрам не применят меры

23 сентября 2014 / 20:47

На предстоящем 24 сентября съезде Всероссийского Совета местного самоуправления (ВСМС), выступившего соавтором законопроекта об изменении системы местного самоуправления (МСУ), не стоит ждать новых реформаторских идей. Несмотря на то, что регионы пока не проявили энтузиазма в переходе на новые правила местного самоуправления, эксперты полагают, что пока рассуждать о провале рано. Возможно, что регионам попытаются предложить новые уступки в обмен на переход к альтернативной схеме МСУ.

Напомним, в конце мая президент РФ Владимир путин подписал законопроект о реформе муниципального самоуправления. Ранее его одобрили нижняя и верхняя палаты парламента.

Документ предлагает региональным законодательным собраниям рассмотреть возможность о переводе своих городов и районов (всех или некоторых) на новую схему организации муниципальной власти. В частности предлагалось изменить схему выборов мэров и глав районных администраций. Они должны были назначаться по согласованию с исполнительной властью региона из числа депутатов городских дум или районных собраний, которые, в свою очередь, будут формироваться из избираемых населением муниципалитетов второго уровня. При этом, если в случае районов устройство МСУ не изменится (второй уровень — это поселковые советы), то крупные города нужно будет трансформировать в городские округа, которые будут состоять из муниципальных районов.

В рамках новой схемы организации местного самоуправления ему передадут «несгораемый» набор полномочий, который в обязательном порядке будет обеспечиваться финансированием из регионального бюджета. Плюс МСУ получат возможность собирать в собственный бюджет часть налогов.

Суть новой схемы в том, что самоуправлению дается больше возможностей, но взамен государственная вертикаль власти в лице власти региональной получает дополнительные рычаги контроля над теми, кто данным муниципалитетом будет руководить.

На сегодняшний день из региональных центров на такую схему перешел лишь Челябинск, также готовится к переходу Самара. В обоих случаях градоначальники Станислав Мошаров и Дмитрий Азаров представляют руководство ВСМС. Также от прямых выборов глав отказались несколько райцентров.

Однако в ВСМС не считают, что реформа забуксовала. По словам зампредседателя Экспертного совета организации, руководитель аппарата комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам МСУ Игоря Бабичева, новый механизм подходит только «ярко выраженным агломерациям, поселенческим анклавам».

«Это прерогатива крупных городов, потому что механизм перехода к новой системе достаточно затратен, как и будущее управление… Поэтому не удивительно, что субъекты, которым предоставлено право формировать городские округа, не спешат это делать», — пояснил он. Эксперт: Бабичев Игорь Викторович

Челябинск и Самара в качестве пилотных проектов как раз подходят, продолжает Бабичев.

«И в Челябинске, и в Самаре есть ядро, а вокруг него множество достаточно больших поселений, которые тяготеют к центру. В данном случае применение новой схемы можно считать инструментом институционализации агломерации. Новые районы можно присоединять к городу и при этом оставлять им полномочия самоуправления. А не как сейчас, когда небольшое поселение присоединяется к городу и становится его административным районом, теряя все собственные полномочия», — говорит эксперт.

Впрочем, по мнению заместителя заведующего кафедрой государственного управления факультета государственного управления РАНХиГС Александра Балобанова, отсутствие стремления регионов переводить свои города на новую схему МСУ связано с определенным противоречием в реформе: местные власти хотят не только полномочия, но и власть, тогда как законопроект предполагает передачу ответственности на региональный уровень.

«Жизнь в городах сложная, поэтому люди, которые выходят на руководящие посты, заинтересованы в свободе маневра. А если предлагается отдать всю ответственность на региональный уровень, то появляется соблазн сказать — ну, и рулите тогда на региональном уровне, а я займусь бизнесом или чем-то еще», — считает он. Эксперт: Балобанов Александр Евгеньевич

О других причинах того, почему регионы не спешат переходить на новую схему, говорит генеральный директор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов. По его мнению, дело в том, что новую систему попросту плохо понимают, либо видят в ней потенциальный конфликт интересов властей.

«Это нарушает сложившуюся систему управления городом, приводит к дублированию функций и управленческого аппарата главы города и главы администрации и, возможно, к конфликтам между ними. При этом экспертное сообщество больше волнует невнятность и непрозрачность отбора кандидатов конкурсной комиссией и отсутствие ясных критериев дальнейшего выбора депутатами главы администрации. К тому же многие до сих пор не понимают до конца не только смысла и цели этой реформы, но и самих ее механизмов», — объясняет политолог.

Тем не менее, регионы медленно, но верно все же будут переходить на новую систему, считает Смирнов. Например, в Ростовской области региональный закон о переводе на новую схему 12 городов, включая крупнейшие Ростов-на-Дону и Азов, уже принят. А чтобы стимулировать и другие субъекты, на съезде ВСМС могут предложить для них какие-то «пряники», по крайней мере, «через колено никого ломать не будут», считает Смирнов.

Александр Дюпин

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
24 сентября / 01:55
Ломать через колено никого не будут, скорее, добавят «пряников»
В Ростовской области уже принят закон о новом порядке формирования местного самоуправления в 12 городах, в том числе и в Ростове-на-Дону {Читайте далее}
Смирнов Сергей Олегович, генеральный директор фонда «Прикладная политология»
24 сентября / 01:56
Речь идет о маневрах, а не смене курса на централизацию власти
Люди, которые выходят на руководящие посты в городах, заинтересованы в свободе маневра {Читайте далее}
Балобанов Александр Евгеньевич, заместитель заведующего кафедрой государственного управления факультета государственного управления РАНХиГС
24 сентября / 01:59
Переход на новую схему МСУ оправдан только для ярко выраженных городских агломераций
Новые районы можно присоединять к городу и при этом оставлять им полномочия самоуправления {Читайте далее}
Бабичев Игорь Викторович, зампредседателя Экспертного совета ВСМС, руководитель аппарата Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам МСУ
тэги
читайте также