21 ноября, четверг

Инфраструктурные уроки БАМа

07 июля 2014 / 18:57

В понедельник стало известно, что правительство РФ готово направить 420 млрд рублей из Фонда национального благосостояния на реализацию инфраструктурных проектов, по двум из них работы начнутся уже в этом году. Об этом доложил президенту России Владимиру Путину глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. 40 лет назад было принято решение о строительстве Байкало-Амурской магистрали (БАМ). БАМ – наглядный пример воплощения крупного инфраструктурного проекта. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, полагают, что эта дата должна стать поводом задуматься над возможностями для реализации новых масштабных инфраструктурных проектов.

В понедельник глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев на встрече с президентом России Владимиром Путиным подчеркнул, что работа по финансированию инфраструктурных проектов рассматривается «не как мера стимулирования экономического роста, а как (мера по) расшивке узких мест» в транспорте, энергетике». «Это и будет расшивать экономику, и будет стимулировать развитие», - заметил на это замечание Улюкаева Путин.

Ожидается, что во вторник Владимир Путин в режиме телемоста выйдет на связь с железнодорожниками. Президент поздравит железнодорожников, работающих на БАМе, с 40-летним юбилеем, а также даст старт торжественной церемонии укладки «серебряного звена» - секции железнодорожного полотна - символизирующей начало модернизации Транссиба и строительства новой железнодорожной ветки БАМа.

40 лет назад ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «О строительстве Байкало-Амурской магистрали», которая стала ударной комсомольской стройкой.

БАМ задумывался как составная часть комплексного инфраструктурного проекта по освоению природных богатств региона. На пути магистрали планировалось построить девять территориально-промышленных комплексов-гигантов (по другим данным - одиннадцать). В итоге был построен только один — Южно-Якутский угольный комплекс, включающий Нерюнгринский угольный разрез.

Как бы то ни было, БАМ – наглядный пример воплощения крупного инфраструктурного проекта. Примечательно, что в понедельник, накануне юбилея БАМа, стало известно, что правительство РФ готово направить 420 млрд рублей из Фонда национального благосостояния на реализацию инфраструктурных проектов, по двум из них работы начнутся уже в этом году. Об этом доложил президенту РФ Владимиру Путину глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. По словам министра, готовится комплексное обоснование, оцениваются риски, «и уже потом правительство принимает решение о возможности финансировать». В свою очередь, Путин подчеркнул, что речь идет о достаточно больших средствах. «Нужно только, чтобы своевременно и качественно эти проекты были подготовлены», - сказал президент.

О необходимости реализации инфраструктурных проектов в России и возможных рисках рассуждают эксперты, опрошенные Центром политического анализа.

Экономический аналитик Эдуард Семенов указывает на то, что строительство БАМа было направлено «на развитие, в том числе, промышленных производств». «Конечно, такие проекты необходимы и сегодня, поскольку Россия имеет самые хорошие перспективы для укрепления своего промышленного потенциала, создания новых крупных производств», - уверен он.

«Одной из предпосылок является то, что исторически жизнь и трудовая деятельность населения обязательно была и остается связанна с каким-то градообразующим промышленным предприятием, - уточнил Семенов. - Поэтому менталитет большинства наших граждан имеет, если можно так выразиться, «промышленный характер». И эта особенность менталитета за последние 20 лет не изменилась, поскольку большинство людей не преуспели ни в торговле, ни в частном бизнесе, ни в каких-либо других видах деятельности. Поэтому желающих пойти работать в промышленность будет достаточно. Нашим людям надо лишь предоставить возможность стабильной и оплачиваемой работы в промышленности».

По словам эксперта, в ведущих странах мира начался промышленный Ренессанс. «Но у нас вряд ли желательно и возможно воссоздание крупных промышленных гигантов, как было в СССР, - полагает Семенов. - Производство должно быть гибким и оперативно реагировать на изменения спроса на выпускаемую ими продукцию. Сегодня определяющей в этом вопросе будет являться позиция государства».

В свою очередь, журналист и политический консультант Анатолий Вассерман скептически смотрит на перспективы повторения строек, подобным БАМу.

«Мне кажется, что проектов такого масштаба, как БАМ, не будет еще долго по очень простой причине. Для того чтобы осуществить масштабный проект, нужно мыслить, во-первых, в размере всей страны, во-вторых – на десятилетия вперед, ведь такие проекты создаются не один год», - уточнил он.

По мнению Вассермана, «сейчас не только в нашей стране, но практически нигде в мире нет людей, находящихся у власти, которые способны глядеть далеко вперед». «И дело тут в системе отбора, которая выдвигает руководителей на те или иные посты, - пояснил он. - Политический деятель думает о следующих выборах, государственный – о следующих поколениях. Сама система выдвижения руководителей через выборы способствует тому, что наверх отбираются люди, концентрирующиеся на текущих задачах и практически неспособные задумываться об отдаленных перспективах».

В пример Вассерман привел советскую систему. «В советское время руководители не ограничивались конкретными сроками пребывания у власти, а находились на своих постах, по сути, до тех пор, пока справлялись со своими задачами, - уверен эксперт. - Если посмотреть не на самый верхний уровень власти, а на средний и ниже, на те, где как раз и занимались решением конкретных задач, то там картина была следующей. Прежде всего, формулировались сами задачи, а уже потом отбирались люди, способные с ними справиться. И этот подход представляется мне в целом рациональным».

На иные «подводные камни» крупных инфраструктурных проектов указал руководитель аналитического центра «Московский регион» Алексей Чадаев.

«Успех любого крупного инфраструктурного проекта, направленного на развитие окружающей территории состоит в том, чтобы кроме государства, которое строит эти инфраструктурные «становые хребты», существовал здесь еще и бизнес, - пояснил он. - Причем бизнес всех видов: крупный, малый, средний. Эта прослойка должна существовать. И если в царской России она имела место быть некоторым естественным образом, то сейчас одна из больших государственных задача состоит в том, чтобы эту прослойку целенаправленно культивировать. Причем выращивать не по принципу: пусть будут предприниматели любые и разные. Государство должно встать в позицию заказчика и говорить, какие именно нужны предприниматели и в каких сферах».

По словам Чадаева, пока с этой задачей наше государство справляется не очень успешно. «Существующие механизмы развития предпринимательства не выдерживают никакой критики, - уверен он. - Ответственные за это люди, вооружены идеологией: «главное, что должно делать государство – это не делать ничего, снижать административные барьеры по средствам создания очередных комиссий по снижению этих барьеров и т.д».

Как считает Чадаев, государству «нужно создавать экономическую реальность, причем создавать из тех людей, которые у нас есть, а не оглядываться на Запад, уповая, что он придет и все сделает это».

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
7 июля / 19:16
В ведущих странах мира начался промышленный Ренессанс
Наиболее перспективным считаю внедрение в России новых промышленных и научных технологий {Читайте далее}
Семенов Эдуард Вениаминович, экономический аналитик
7 июля / 19:17
Проектов такого масштаба, как БАМ, не будет еще долго
Сейчас не только в нашей стране, но практически нигде в мире нет людей, находящихся у власти, которые способны глядеть далеко вперед {Читайте далее}
Вассерман Анатолий Александрович, журналист и политический консультант
7 июля / 19:19
Государству нужно создавать экономическую реальность, не оглядываясь на Запад
Государство должно встать в позицию заказчика и говорить, какие именно нужны предприниматели и в каких сферах {Читайте далее}
Чадаев Алексей Викторович, руководитель аналитического центра «Московский регион»
тэги
читайте также