25 апреля, четверг

Государству нужно создавать экономическую реальность, не оглядываясь на Запад

07 июля 2014 / 19:19
руководитель аналитического центра «Московский регион»

Государство должно встать в позицию заказчика и говорить, какие именно нужны предприниматели и в каких сферах.

История с БАМом продолжает линию царского правительства, связанную с Транссибом. В ней отражен тезис о том, что транспортная инфраструктура – это ключевой элемент развития территорий. Власть посчитала, что можно вдохнуть жизнь в пустые и необитаемые земли. Эта идея понравилась и последующим поколениям у власти. И эта логика продолжает воспроизводиться и по сей день. Можно, скажем, вспомнить автомобильную трассу Чита – Хабаровск.

Но есть очень важный момент. Успех любого крупного инфраструктурного проекта, направленного на развитие окружающей территории состоит в том, чтобы кроме государства, которое строит эти инфраструктурные «становые хребты», существовал здесь еще и бизнес. Причем бизнес всех видов: крупный, малый, средний. Эта прослойка должна существовать. И если в царской России она имела место быть некоторым естественным образом, то сейчас одна из больших государственных задача состоит в том, чтобы эту прослойку целенаправленно культивировать. Причем выращивать не по принципу: пусть будут предприниматели любые и разные. Государство должно встать в позицию заказчика и говорить, какие именно нужны предприниматели и в каких сферах. Говоря марксистским языком, превратить капитал в производительную силу.

Пока с этой задачей наше государство справляется не очень успешно. Существующие механизмы развития предпринимательства не выдерживают никакой критики. Ответственные за это люди вооруженные идеологией: главное, что должно делать государство – это не делать ничего, снижать административные барьеры по средствам создания очередных комиссий по снижению этих барьеров и т.д.

Для того, чтобы вдохнуть жизнь в дорогу (неважно, будь это большая дорога, как БАМ, или мост на остров Русский) нужно научиться государству, во-первых, взаимодействовать с бизнесом, во-вторых, создавать этот бизнес, стать заказчиком, стать «прогрессором», выражаясь языком Стругацких. Нужно создавать экономическую реальность, причем создавать из тех людей, которые у нас есть, а не оглядываться на Запад, уповая, что он придет и все сделает это.
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика