Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев по итогам совещания по темпам роста российской экономики оценил сложившуюся ситуацию как «весьма и весьма непростую». Экономисты, опрошенные Центром политического анализа, впрочем, к пессимизму не склонны: плохие прогнозы – это либо часть новой политики экономического блока правительства, либо «сухая бухгалтерия».
Об итогах совещания Медведев рассказал на встрече с фракцией «Единая Россия» в Госдуме в накануне ежегодного отчета правительства перед нижней палатой парламента.
«До этого я проводил совещание по сценарным условиям развития страны. Не скажу, что оно добавило мне позитивных эмоций, потому как ситуация весьма и весьма непростая, - сказал премьер. - Они (проблемы) связаны не только с мировым финансовым кризисом и его последствиями, но и со структурой российской экономики, нашей неспособностью пока эту структуру поменять в должной степени, чтобы драйверами развития были не только нефть с газом, но и другая продукция, другие товары, включая высокоинтеллектуальные продукты».
Напомним, еще 2 апреля глава Центробанка Эльвира Набиуллина озвучила пессимистичный прогноз по росту экономики в 2014 году. По ее мнению, рост может оказаться «ниже 1%», хотя ранее ЦБ предсказывал 1,5-1,8% . Снизил свои ожидания и Минэкономразвития. Вместо первоначального плана в 2,5% роста, новый базовый сценарий ведомства предполагает рост на 1,1%, а консервативный - только на 0,5%. Как позже прокомментировал эту новость сам министр экономического развития Алексей Улюкаев, наиболее реалистичной цифрой ему кажется 0,6% роста.
Позитивнее всех оказалось выступление экс-главы Минэкономразвития Андрея Белоусова, который считает пессимистичные прогнозы не учитывающими «резервы роста». По его словам, в администрации президента сейчас работают над «дополнительным пакетом мер по ускорению экономического роста», которые затронут «бюджетную и налоговую политику».
Впрочем, сверхпозитивный сценарий предлагает и Минэкономразвития. Согласно нему, государство может вложить в экономику все накопления Фонда Национального Благосостояния (ФНБ). Это порядка 6 трлн рублей. Что, считают в ведомстве, может придать колоссальную динамику развития: в 2014 году 2,7% роста, в 2015 – 9,8%, в 2017 и 2017 годах – примерно по 7,5-8,6%.
Напомним, к главными негативными факторами, влияющими на российскую экономику, причисляют украинский кризис и давление Запада, остаточные кризисные явления, отток капитала, а также нехватку инвестиций.
Опрошенные Центром политического анализа экономисты, несмотря на пессимизм в правительстве, в целом настроены достаточно позитивно. В частности, преподаватель Института экономики естественных монополий РАНХиГС Владислав Гинько считает, что для Минэкономразвития в последнее время стало обычным делом заявлять излишне негативные прогнозы.
«По итогам прошлого года мы вышли в плюс из-за дополнительных нефтегазовых доходов. Это же, есть все основания полагать, произойдет и в этом году. У нас на трехлетний бюджет цена на нефть $94 заложена, а сейчас последние котировки - $106. То есть мы получаем дополнительные нефтегазовые доходы. Плюс к этому мы получили минимум 900 млрд рублей за счет девальвации, - поясняет эксперт.
«Так что экономический рост в любом случае будет положительный. Сценарий с падением крайне маловероятен»
Гинько уверен, что правительству сейчас не стоит «пугать население» слишком плохими прогнозами, т.к. «мы в неплохой финансовой ситуации».
«У нас золотовалютные резервы приличные – $480 млрд, у нас нулевой дефицит бюджета в связи с девальвацией рубля, невысокая безработица», - сказал он.
В свою очередь, аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин считает, что пока в принципе рано делать какие бы то ни было конкретные прогнозы, т.к. остается непонятной ситуация на Украине – для России это сейчас главный фактор, определяющий темпы экономического роста. На сегодняшний день, считает эксперт, возможные три сценария.
Оптимистичный сценарий предполагает деэскалацию украинского кризиса в скором времени. Как следствие - начало ускоренного роста экономики во второй половине 2014 года, и в итоге выход на аналогичные прошлогодним показатели – рост ВВП в 1,3%.
Базовый сценарий, который Нигматуллину кажется наиболее реалистичным, предполагает сохранение на Украине неопределенности. Для России это будет означать замедление темпов роста экономики, но все же высокие темпы оттока капитала. Это выльется в 0-0,5% роста.
«Если же на Украине произойдут активные боевые действия, то можно ожидать ускорения оттока капитала, введения новых санкций против конкретных отраслей. Это может спровоцировать рецессию минус 1-3%»
Согласен с тем, что Украинские события являются решающим фактором и вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. Однако он полагает, что и сама Россия может активировать внутренние ресурсы. «Понятно, что прогноз будет ниже, чем в начале года, но выйти на положительную динамику вполне реально», - говорит он.
Например, большие перспективы у развития связей с Китаем, куда президент Владимир Путин отправляется в мае.
«Силуанов сейчас имеет все возможности для того, чтобы форсировать развитие экономического роста. Например, он может торпедировать бюджетное правило (обязует формировать бюджет исходя не из самых высоких, а из средних за три года показателей цены на нефть – ред.). Тем более, архитектура, выстроенная еще при [экс-министре финансов Алексее] Кудрине, которая заключается в сдерживании денежной массы при отсутствии инвестиций, не очень эффективно сказывается на экономике. Сейчас есть хорошая возможность формировать промышленные проекты», - продолжает Абзалов.
И подобные действия, по словам Абзалова, уже предпринимаются. В частности, он напомнил о решении президента направить часть средств ФНБ на крупные инфраструктурные проекты.