Саммит БРИКС, состоявшийся в Бразилии 15 -16 июля, принял ряд ключевых решений, способных дать организации экономический «инструментарий» для закладывания основ многополярного мира. На саммите были подписаны Договор об учреждении Банка развития и достигнута договоренность о создании пула резервных валют. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, рассказали о возможностях этих инструментов, указав также на их «проблемные места».
Напомним, Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка провели саммит БРИКС в городе Форталеза на северо-востоке Бразилии. В нем принял участие президент России Владимир Путин.
На встрече лидеров стран БРИКС обсуждались вопросы политической координации и проблемы глобального управления. На саммите были подписаны ряд важных экономических документов - об учреждении Банка развития БРИКС, Пула валютных резервов, которые стали основой макроэкономической координации пяти стран. В рамках организации учреждена энергетическая ассоциация БРИКС, в рамках которой будет создан резервный банк топлива и энергетический институт. Ожидается, что эти новые институты позволят укрепить глобальную финансовую систему, что особенно важно на фоне зашедшей в тупик реформы МВФ.
Отдельное внимание лидеров БРИКС было уделено вопросам международной повестки дня, а также проблемам региональной безопасности - в том числе ситуации в Сирии и Афганистане, ближневосточному урегулированию, кризису на Украине.
Еще накануне саммита стало понятно, что БРИКС пытается создать экономический «инструментарий», который позволит изменить существующую ныне однополярную картину мира, системообразующим элементом в которой выступают США.
Не скрывал этого и Владимир Путин накануне своего визита в Латинскую Америку. Он заявил, что одна из ключевых задач БРИКС - противостоять «травле» государств, несогласных с США и их союзниками, имея ввиду участившиеся в последнее время случи «массированного применения односторонних санкций». Глава российского государства также подчеркнул, что страны БРИКС намерены изменить зависимость мировой валютной системы от политики США. «Сама международная валютная система чрезмерно зависит от положения доллара, точнее, от валютно-финансовой политики американского руководства», - высказал свою позицию Путин, уточнив, что страны БРИКС хотят изменить это положение.
Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, высказали свою позицию относительно усилий БРИКС по построению многополярного мира.
Заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров отметил, что «с возвращением России на мировую арену в качестве одного из ведущих субъектов однополярный мир прекратил свое существование только в политическом плане». «Экономические инструменты по-прежнему находятся в руках одного государства – США, - констатировал эксперт. - Политический вес России велик, но наши экономические возможности гораздо скромнее американских».
Шатров уверен в том что «существующее отставание невозможно за короткий промежуток времени преодолеть в одиночку».
«За стремлением к построению многополярного мира нет никаких реваншистских и тем более гегемонистских планов. Экономическая многополярность нужна миру как воздух, потому что она обеспечит большую устойчивость мировой экономике, которая сейчас находится в крайне опасной зависимости от положения дел в одном единственном государстве. Поэтому только кооперация российской экономики с другими «новыми экономиками» позволит говорить о подлинно многополярном мире»
По словам Шатрова, «если странам БРИКС удастся создать еще один центр силы, мир от этого только выиграет». «Пул валютных резервов как аналог МВФ и Новый банк развития как альтернатива Всемирному банку – по сути, это страховочные механизмы для всей мировой экономики, а не только для экономик стран БРИКС, на долю которых приходится 46% мирового населения и 18% мирового ВВП, - добавил он. - Ну а экономическая независимость укрепит и политический суверенитет».
«Полагаю, именно это имел ввиду Путин, когда предложил государствам БРИКС сообща противостоять «травле» стран, несогласных с теми или иными внешнеполитическими решениями США и их союзников, - уточнил Шатров. - Ведь только с крепкой, твердо стоящей на ногах экономикой США согласятся вести «цивилизованный, взаимоуважительный диалог по всем спорным вопросам».
В свою очередь, заместитель директора Института США и Канады Валерий Гарбузов указал на ряд трудностей, с которыми предстоит столкнуться БРИКС
«Объективно так получилось, что система преобладания доллара в мировой валютно-финансовой системе, сложилась после Второй мировой войны и существует до сих пор, - пояснил он.- Поэтому попытки БРИКС создать новый финансовый центр в мире оценивать сейчас ложно, пока неясно чем это всем закончится».
Гарбузов уверен, что «эти попытки направлены на то, чтобы каким-то образом потеснить и американскую валюту, и создать новый финансовый центр, который сегодня во много ассоциируется исключительно с США». «Но это не делается с помощью каких-либо решений, - полагает эксперт. - Да, для начала стоит предпринимать подобные попытки, но на реализацию планов в любом случае необходимо какое-то время. И уже потом проанализировать, действительно ли это будет серьезным вызовом Америке и той системе, которая существует сегодня».
Говоря о многополярном мире, построение которого, в том числе, стоит среди задач БРИК, Гарбузов напомнил, что «в начале своего президентства и сам Барак Обама в разных своих выступлениях признавал, что мир многополярен и что США стоит отходить от односторонних действий». «Другой вопрос, что эти декларации, как мы видим, не во всех сферах и не всегда реализовывались, - уточнил он. - Американский же истеблишмент относится достаточно скептически ко всем попыткам в мире создать многополярную систему, оперируя тем фактом, что доллар и американская финансовая система являются доминирующей в мире».