21 ноября, четверг

«АвтоВАЗ» рвется в лидеры

15 июля 2014 / 22:35

«АвтоВАЗ» обнародовал свои планы по развитию. В них, в частности, говорится о достижении позиции для отечественных авто под брендом LADA на уровне 20 процентов от рынка. Это довольно амбициозно, поскольку все предыдущие годы LADA и «АвтоВАЗ» в целом теряли позиции на рынке. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, оценили планы компании и положение концерна на авторынке - быстрого прорыва ждать не стоит, но и провала не будет.

Гигант отечественной автопромышленности «АвтоВАЗ» накануне поделился своими амбициозными планами. Согласно плану развития компании, который представил президент «АвтоВАЗа» Бу Инге Андерссон, доля концерна на российском рынке на сегодня составляет 17,4 процента, а планируется довести ее в ближайшие годы как минимум до 20 процентов. До 50 процентов «АвтоВАЗ» планирует увеличить и экспорт своих автомобилей. Операционная прибыль, по плану, будет составлять минимум 6 процентов, причем выйти на этот показатель компания планирует уже в 2015 году. Цель «АвтоВАЗа», обозначенная в презентации, звучит как «АВТОВАЗ - лучший автопроизводитель в России».

В интервью ИТАР-ТАСС Бу Инге Андерссон конкретизировал планы компании. «Несмотря на наших партнеров в лице Renault и Nissan, мы концентрируемся на бренде Lada, и наша цель - 20% российского рынка. Мне это представляется вполне возможным, но для этого нам нужно запускать новые модели. Сейчас мы представляем Lada Granta лифтбек - это не совсем новая модель, но этот автомобиль намного лучше, чем первоначальная версия Lada Granta. В ближайшие два года мы запустим три совершенно новые модели. В 2015 году мы запустим продажи Lada Vesta, затем будет Lada X-ray - ее продажи начнутся в начале 2016 года, а после этого появится Lada X-ray Cross. Вот тогда наши машины займут 20% российского авторынка. Это минимум», - уверил президент автоконцерна.

По его словам, «российский рынок для нас всегда остается в приоритете». «Если вы не можете достичь успеха на собственном рынке, то вы не сможете экспортировать. Крупнейший экспортный рынок для нас - это Казахстан, затем идут остальные страны СНГ, и только затем - за пределами рынка СНГ. Мы сейчас рассматриваем десять государств, в которые наш экспорт может быть успешным. Египет будет одной из этих стран», - поделился планами развития Бу Андерссон.

Планы, безусловно, амбициозные, тем более, что российский авторынок в последние год-два переживает не лучшие времена. В 2013 году, по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского бизнеса (АЕБ), суммарный объем продаж произведенных на территории страны автомобилей сократился на 5,5 процентов (было продано 2,78 млн авто). Падение фиксировалось и в первой половине 2014 года.

Но «АвтоВАЗ», как нередко говорят, теряет долю рынка еще с середины 2000-х. В 2006 году его доля составляла почти 45 процентов, а сегодня составляет лишь 30 - и то с учетом автомобилей «Рено» и «Ниссан». Lada же на сегодня - немногим более 15 процентов рынка. Казалось бы, положение далеко не блестящее.

Впрочем, эксперты, опрошенные Центром политического анализа, смотрят в будущее с осторожным оптимизмом.

««АвтоВАЗ», как и раньше, остаётся лидером продаж на нашем рынке. Несмотря на постоянные разговоры о том, что «АвтоВАЗ» сдаёт свои позиции, положение компании на рынке остаётся, что называется - «железобетонным»», - говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

«АвтоВАЗ», как напоминает эксперт, «поменял свою стратегию развития после кризиса 2008-2009 годов и из предприятия, которое почти всё необходимое для сборки автомобиля производило самостоятельно, должно стать классическим автопроизводителем, как и принято в мировой автоиндустрии, то есть компанией, занимающейся разработкой и сборкой автомобилей из приобретаемых у других компаний запчастей и комплектующих, при этом все непрофильные активы выделяются в отдельные компании и продаются».

По его оценке, компания движется по этому пути и весьма успешно, многие непрофильные активы проданы, произведена замена многих поставщиков комплектующих: часть российских компаний сменили ведущие мировые производители запчастей, стал чаще обновляться модельный ряд, компания активно внедряет всё передовое, что есть в мировом автопроме, от технологий до новинок менеджмента, активно снижает свои издержки, стремится стать более эффективной и так далее.

«На наших глазах АвтоВАЗ меняется и меняется к лучшему, поэтому достигнуть поставленных целей она вполне в состоянии, даже несмотря на растущую конкуренцию в мировом автопроме» Эксперт: Баранов Дмитрий Владимирович

«С другой стороны, как я уже неоднократно говорил ранее, в предстоящие год-два нас может ждать своего рода передышка, которая не связана с какими-то кризисными явлениями в экономике России. Выражаться она может в снижении объёмов производства и продаж, качественным изменением в модельном ряду, увеличением доли автомобилей с нетрадиционным силовым агрегатом, ростом продаж компактных автомобилей. И в этом случае 2013 год можно считать как раз первым годом такой передышки на российском автомобильном рынке, а 2014 год может стать вторым годом этой передышки, то есть показатели работы автопрома могут оказаться на уровне 2013 года или даже немного ниже этого», - оценивает перспективы авторынка эксперт.

Однако, как отметил Баранов, серьёзное положительное воздействие на авторынок будет оказывать такой фактор, как значительный неудовлетворённый спрос на автомобили в нашей стране. «Ведь по уровню автомобилизации Россия отстаёт не только от мировых лидеров – США и Японии, но и от многих других стран, которые меньше нас в разы и собственной автопромышленности не имеют, так что нашему рынку есть, куда расти. Поэтому не исключено, что ситуация с производством и продажей автомобилей в 2014 году будет лучше, чем в 2013 году, что может позволить автопроизводителям произвести и продать больше автомобилей в наступившем году, то есть увеличить свои производственные и финансовые показатели», - считает он.

«Если речь идет о доли Lada... Так вот, «АвтоВАЗу» будет очень тяжело достичь таких показателей в 2014 году. Дело в том, что последние несколько лет его доля неуклонно снижалась, и по итогам 2013 года составила 17%. В нынешнем году продажи автомобилей Lada также падают (-15% за 6 месяцев), причем падают быстрее рынка (-8%). При этом доля отечественной марки уже опустилась ниже 16%», - скептически настроен Азат Тимерханов, ведущий аналитик агентства «АВТОСТАТ».

«Серьезных предпосылок для роста продаж автомобилей Lada пока не наблюдается, поэтому о цели компании - 20% российского рынка - лучше говорить в отдаленной перспективе» Эксперт: Тимерханов Азат

«На авторынке в последнее время было довольно сильное падение. То, что двигало рынок раньше, прежде всего, автокредитование, значительно уменьшилось в объемах, доходы населения практически не растут, потому спрос на автомобили сейчас не очень большой. «Планы «АвтоВАЗа» были заявлены еще полгода назад и эти планы довольно амбициозные. Не факт, что они осуществятся в полном объеме», - согласен с ним директор аналитического департамента группы компаний «Альпари» Александр Разуваев.

Однако, по его словам, ««АвтоВАЗ» - вполне нормальная рыночная компания». «По соотношению цена/качество у их продукции все в порядке, и компания вполне конкурентоспособна в своем ценовом сегменте на рынках стран СНГ», - считает Разуваев, отмечая, что основная проблема не в качестве продукции, а недостаточно эффективном PR-сопровождении.

«При достаточно конкурентной продукции сохраняется не самый позитивный образ «АвтоВАЗа» - вот эти представления о «ведрах с гайками», что когда-то и было правдой, но давно уже правдой не является. А то, что пишут различные пользователи на автомобильных форумах - это либо проплачено конкурентами, либо просто пишут люди недалекие» Эксперт: Разуваев Александр Юрьевич

«Кроме того, не следует забывать о высокой социальной значимости «АвтоВАЗа» - это ведь не только производство автомобилей, но и семьи работников, и поставщики. В частности, Новолипецкий металлургический комбинат, считающийся в России лучшим. В общем, дай Бог, чтобы все получилось у них», - резюмирует эксперт.
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
15 июля / 22:36
«АвтоВАЗ» - вполне нормальная рыночная компания
Проблема не в качестве и не в цене, а в том, что у компании плохой пиар {Читайте далее}
Разуваев Александр Юрьевич, директор аналитического департамента группы компаний «Альпари»
15 июля / 22:40
Серьезных предпосылок для роста продаж автомобилей Lada пока не наблюдается
О цели «АвтоВАЗ» - 20% российского рынка - лучше говорить в отдаленной перспективе {Читайте далее}
Тимерханов Азат , ведущий аналитик агентства «АВТОСТАТ»
15 июля / 22:41
У «АвтоВАЗа» железобетонные позиции на внутреннем рынке
На наших глазах «АвтоВАЗ» меняется и меняется к лучшему {Читайте далее}
Баранов Дмитрий Владимирович, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»
тэги
читайте также