Второй год подряд Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) фиксирует спад автомобильного рынка в России. В июле продажи упали почти на 23%, а в целом с начала 2014 года — на 10%. В качестве причин опрошенные Центром политического анализа эксперты выделяют снижение потребительских возможностей россиян и объективные последствия роста продаж в 2012 году. Однако не все призывают к возвращению масштабных стимулирующих программ 2009−2010 годов, чтобы не спровоцировать еще больший провал в будущем.
Как отмечают в АЕБ, в первом полугодии российский автомобильный рынок просел на 9,9%: было продано почти на 155 тысяч авто меньше, чем за аналогичный период 2013 года. Причем в июле произошел наиболее сильный спад — на 22,9% по сравнению с тем же месяцем 2013 года.
Как говорится в прилагаемом к отчету комментарии председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, «в целом, тренд тревожный, ималовероятно, что он фундаментально изменится в ближайшее время».
Из популярных в России марок лидером падения стал «Форд», просевший с начала года на 41% (52% в июле), следом идет «Пежо» — на 34% (в июле минус 54%), замыкает тройку «Судзуки» (минус 33% и 55% соответственно). Впрочем, в минусе большинство марок, представленных в списке. Из числа популярных марок по позитивной динамике можно выделить разве что «Мазду», которая выросла на 17% за полгода и на 13% в июле, «Вольво», которая подросла за полгода на 8%, и «Джип», поднявшийся за полгода на 8,5%.
Сильные падения продаж наблюдаются и среди марок, входящих в ТОП-10 по продаваемости. «Шевороле» упал на 23% с начала года (в июле на 45%), «Лада» и «Фольксваген» с начала года упали на 16%, а в июле первый — на 25%, второй на — 32%. Слабее просели «Киа» (минус 2% за полгода и минус 11% в июле), «Хендай» (0% за полгода и минус 2% в июле), «Рено» (минус 9% за полгода и минус 16% в июле). Увеличили продажи в первые 6 месяцев только «Тойота» (плюс 2%) и «Ниссан» (плюс 21%), однако и они в июле пострадали (минус 9% и минус 2% соответственно).
Традиционно в плюсе остаются люксовые марки, например, «Мерседес-Бенц» (плюс 59% за полгода и плюс 46% в июле), «Порше» (плюс 18% и 29% соответственно), «Лексус» (17% и 21%). Однако не все. «БМВ», «Ауди», «Ягуар» и «Инфинити» сдают позиции в первом полугодии на 2−6%.
Отметим, что суперрост продемонстрировали две малоизвестные в России марки: японская «Исудзу» (плюс 247% в полугодии) и «дочка» «Мазды» — «Хайма» (плюс 207%).
Начальник отдела маркетинга Московского государственного индустриального университета Галина Сорокина полагает, что главная причина спада продаж — перенасыщение спроса в первые посткризисные годы (2010−2011), когда за счет стимулирующих программ власти добились очень высокой продаваемости. Сейчас же авторынок попал в «яму»: все кто хотел купить авто уже это сделали, а время менять на новую еще не пришло.
Чтобы помочь рынку Сорокина допускает возвращение стимулирующих программ, однако в урезанном виде, чтобы повторно не спровоцировать эффект ямы.
«Большинство автопроизводителей на территории РФ просят о возвращении программы содействия потребителям. Речь о льготном кредитовании, трейд-ин и т. п. Полагаю, что с точки зрения Минпромторга для поддержки автопроизводителей, дислоцированных в России, этот вариант будет оптимальным. Как и в период кризиса, программа скажется на увеличении спроса непосредственно сегодня. Но надо понимать, что автомобиль — это не товар повседневного спроса, и если сейчас сильно увеличить спрос, то завтра он опять упадет», — говорит она.
В свою очередь, исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России», член Общественной палаты Р. Ф. Игорь Коровкин говорит о том, что на рынке сказываются общие для всей экономики России негативные факторы.
«Прежде всего, сказывается рост рубля к доллару, потому что производимые в России автомобили имеют достаточную составляющую по компонентам из-за рубежа. Несмотря на то, что производство автомобилей падает слабее, чем рынок (а порядка 70% автомобилей на российском рынке произведены в самой же России), около 60−70% комплектующих привозят из-за рубежа», — говорит он.
Кроме того, по словам эксперта, отказ от стимулирующих программ оказал более значительное влияние, чем ожидалось.
В то же время, существуют и причины, не связанные с экономикой напрямую. Например, «АвтоВАЗ» проседает, т. к. из его модельного ряда пропали наиболее дешевые, самые старые автомобили. На их место пришли более современные и дорогие, которые объективно покупаются слабее.
При этом Россия все равно остается третьим по объему в Европе авторынком, отмечает Коровкин. Он считает, чтобы исправить ситуацию необходимо участие государства.
О том, что падение спроса не связано с качеством автомобилей говорит и руководитель независимого Профсоюза «АвтоВАЗа» «Единство» Петр Золотарев.
«Дело не в каком-то конкретном предприятии. На мой взгляд, на эти процессы влияет глобальная экономика. Эти процессы не только в России, но по всему миру дают такой эффект. На мой взгляд, необходимо учиться управлять этими процессами. Необходимо обеспечивать предприятиям стабильную работу и в кризисы», — считает он.
Как считает профсоюзный деятель, необходимо повышать потребительскую способность россиян, установив более высокие стандарты минимальных доходов.
«[Необходимо] ввести какие-то стандарты или нормативы, чтобы позволить гражданам покупать все товары и услуги, представленные на рынке. То есть при выработке этих стандартов не стоит ориентироваться на минимум — еду, ЖКХ — а на большую часть предлагаемых услуг. Это стимулировало бы товарооборот в стране. Но у нас в стране низкие зарплаты, мы ориентируемся на то, чтобы людям хватало на картошку и заплатить за жилье», — говорит Золотарев.
Александр Дюпин