Политическая нестабильность не сказывается на стандартах потребительского поведения.
— На ваш взгляд, в чем причины продолжающегося падения авторынка?
— Во-первых, рынок насытился. По данным «Автостата», срок падения автопродаж составляет порядка 4,5−5 лет. Мы сейчас имеем снижение продаж, начавшееся еще в 2009 году. Плюс сказывается «эффект ямы» (речь о посткризисных 2010−2011 годах, когда все кто хотел купить авто, его купили, а срок замены машины еще не пришел — ред.). Кстати, пока что меньшим падением продаж, чем в 2009 году. Во-вторых, сейчас растет стоимость валюты — это всегда приводит к росту цен на автомобили. Это тоже способствует падению рынка. Эти причины — основные.
— Может ли как-то сказаться на рынке политическая нестабильность в мире?
— Отдельные крупные игроки на авторынке могут задумываться о крупных поставках или инвестициях в Россию. Но я бы не стала говорить, что политическая нестабильность может как-то сказываться с точки зрения потребительского поведения.
— На ваш взгляд, как можно повлиять на ситуацию?
— Большинство автопроизводителей на территории РФ просят о возвращении программы содействия потребителям. Речь о льготном кредитовании, трейд-ин
Программу стоит вернуть, но, наверное, не в таких масштабах, как это было в 2009 году. 2009 год был провальным, 2010 год — начало подъема, 2011 год — гиперрост. Чтобы компенсировать этот гиперрост сейчас происходит падение продаж.