Россия находится в конце цикла падения продаж автомобилей

08 декабря 2014 / 01:49

Политическая нестабильность не сказывается на стандартах потребительского поведения

На ваш взгляд, в чем причины продолжающегося падения авторынка?

— Во-первых, рынок насытился. По данным «Автостата», срок падения автопродаж составляет порядка 4,5−5 лет. Мы сейчас имеем снижение продаж, начавшееся еще в 2009 году. Плюс сказывается «эффект ямы» (речь о посткризисных 2010−2011 годах, когда все кто хотел купить авто, его купили, а срок замены машины еще не пришел — ред.). Кстати, пока что меньшим падением продаж, чем в 2009 году. Во-вторых, сейчас растет стоимость валюты — это всегда приводит к росту цен на автомобили. Это тоже способствует падению рынка. Эти причины — основные.

— Может ли как-то сказаться на рынке политическая нестабильность в мире?

— Отдельные крупные игроки на авторынке могут задумываться о крупных поставках или инвестициях в Россию. Но я бы не стала говорить, что политическая нестабильность может как-то сказываться с точки зрения потребительского поведения.

— На ваш взгляд, как можно повлиять на ситуацию?

— Большинство автопроизводителей на территории РФ просят о возвращении программы содействия потребителям. Речь о льготном кредитовании, трейд-ин и т. п. Полагаю, что с точки зрения Минпромторга для поддержки автопроизводителей, дислоцированных в России, это будет оптимальной мерой. Как и в период кризиса, программа скажется на увеличении спроса непосредственно сегодня. Но надо понимать, что автомобиль — это не товар повседневного спроса и если сейчас сильно увеличить спрос, то завтра он опять упадет.

Программу стоит вернуть, но, наверное, не в таких масштабах, как это было в 2009 году. 2009 год был провальным, 2010 год — начало подъема, 2011 год — гиперрост. Чтобы компенсировать этот гиперрост сейчас происходит падение продаж.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика