29 марта, пятница

Необходимо вернуть программу утилизации старых автомобилей

08 декабря 2014 / 01:47
исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России», член Общественной палаты РФ

Отечественный потребитель нуждается в помощи.

— Какие причины провала авторынка, по вашему мнению?

— Прежде всего, сказывается рост рубля к доллару, потому что производимые в России автомобили имеют достаточную составляющую по компонентам из-за рубежа. Несмотря на то, что производство автомобилей падает слабее, чем рынок (а порядка 70% автомобилей на российском рынке произведены в самой же России) около 60−70% комплектующих привозят из-за рубежа.

Второе — экономическая ситуация, стагнация экономики, плюс отсутствие программ поддержки потребителей, которые существовали в прошлом году. Например, по утилизации, [льготные] ставки рефинансирования по кредитам — то, что помогло не упасть рынку в 2009—2010 годах. Когда эти программы отменили, и рынок начал проседать в 2013 году все ожидали стагнации, но оказалось хуже.

— Могли ли сказаться такие вещи как, например, ужесточение дорожной политики в Москве? Борьба с пробками и пр.

— Да нет. Люди хотят ездить. Люди поджались из-за экономики, из-за курса валют. Это мы сейчас говорим о легковом транспорте, а в коммерческом еще более жесткая ситуация.

— Спад автомобильного рынка — это глобальный тренд или больше российский?

— Россия в этом году выделяется, европейский рынок растет. Может быть, не так быстро, как хотелось бы, но… Впрочем, на европейском рынке мы по-прежнему на третьем месте по объемам продаж.

— А как можно объяснить, что именно российские марки упали сильнее, чем иностранныеконкуренты в том же сегменте рынка?

— На «АвтоВАЗе» идет смена моделей, меняется структура производства, поэтому не стоит говорить, что он как-то особенно просел. Все равно «АвтоВАЗ» остается первым по продажам. Растут в продажах и «Гранта» и «Калина». Старые модели ушли.

— То есть сказывается завершение производства наиболее дешевых автомобилей «АвтоВАЗа»?

— Естественно. Современная машина не может быть дешевле, чем она есть. Мы хотим ездить на хороших автомобилях задаром. Так не бывает. Даже в бюджетном классе есть требования «Евро-4» и «Евро-5», устанавливают ABS, системы безопасности.

— Что можно предпринять, чтобы исправить положение дел на рынке?

— Нужна помощь потребителю. Нужны государственные схемы: те же ставки рефинансирования кредитов, может быть, вернуться к утилизации — у нас в парке остается довольно много старых машин. Их нужно выгонять, иначе мы будем задыхаться от выхлопных газов. Мы сейчас опасаемся, а вдруг нас бедные слои населения не поддержат, но ведь мы же не должны из-за этого задыхаться?

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

колонка