23 ноября, суббота

Возвращение «Авроры»

20 июля 2016 / 22:39
военный обозреватель ТАСС

Военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин о знаковом для города на Неве и всей страны событии.

Фраза эта, опубликованная в социальных сетях, резанула меня, как говорится, словно ножом по сердцу. Мой коллега, человек, которого я уважал и безмерно уважаю, с которым проработал много лет в лучшей на то время газете, написал в фейсбуке о разительном противоречии в том, что Россия «поддерживает турецкие власти и осуждает антиконституционные перевороты. При этом выделяет огромные деньги на поддержание на плаву и в сознании народа символа самого кошмарного в истории человечества государственного переворота — крейсера „Аврора“».

Бог с ними, турецкими властями и неудавшимся, как мне кажется, во многом постановочным государственным недопереворотом. Сюжет этот отдельный, к нашему разговору отношения не имеет. А вот за такой однозначный и крайне несправедливый взгляд на «Аврору» очень обидно. И дело тут не в деньгах, потраченных на ремонт «Авроры», сколько бы это ни стоило. И совсем не из-за слов о «символе самого кошмарного переворота». Для кого-то это, может, и так, а для других она — символ Великой Октябрьской социалистической революции, самого эпохального события ХХ века, изменившего не только нашу страну, но и мир. Кто здесь прав, а кто — нет, пусть спорят представители различных партий и общественных движений. Я не буду. Но вот то, что «Аврора» — участник героического Цусимского сражения во время российско-японской войны 1905 года, ветеран Первой мировой, оборонявший от врага Рижский залив, и Великой Отечественной, сражавшийся на подступах к Кронштадту с фашистскими самолетами, старейший корабль российского военного флота, доживший до сегодняшних дней, напомнить все-таки стоит. Она — памятник и музей, корабль номер один отечественного ВМФ, учебно-материальная база для воспитания юных нахимовцев — будущих офицеров родного флота, в перспективе командиров крейсеров, фрегатов, эсминцев, атомных и неатомных подводных лодок… А еще -символ города на Неве, как и Медный всадник, золотой ангел с крестом на шпиле собора Петропавловской крепости, кораблик на Адмиралтейской игле, Исаакиевский собор… Но главное — история государства Российского, где, как в истории любой страны, были светлые и темные страницы, рассветные и сумрачные годы, повод для гордости и скорби, в том числе и для извлечения уроков. Для дня сегодняшнего и завтрашнего.

Говорят, Россия — страна крайностей. Если мы кого-то или что-то любим, то любим до самозабвения. Если кого-то или что-то не любим, то не любим до самоуничижения. А самое непредсказуемое в нашей жизни — это история. Особенно последних ста лет, да и тысячелетия до этого, пожалуй, тоже. И все в ней делится на два цвета — белый и черный, иногда его подменяют на красный. Споры о нашем прошлом, о царях, князьях, генеральных секретарях, премьерах, президентах и полководцах нашей страны — самое увлекательное занятие для некоторых отечественных интеллектуалов, может быть сразу после игры в танчики или покемоны.

И никак мы не остановимся на признании неоднозначности всех этих исторических фигур (фамилии каждый назовет сам для себя), живших в свое, подчеркну это слово, непростое время и не признаем за ними право на очень высокое и самое достойное место в нашей истории, так как практически все они жили и боролись так, как это понимали, за светлое будущее нашей страны. Как бы она в свое время не называлась — Российская империя, Союз Советских Социалистических республик или просто Российская Федерация.

Не знаю, подходит этот пример или нет. Но одно из самых почитаемых мест в Париже это собор Дома Инвалидов, в центре которого похоронен прах Наполеона Бонапарта. Кстати, организатора государственного переворота 1799 года. Того самого, кто вверг свою страну, да и Европу тоже в многолетние разорительные и кровопролитные войны, закончившиеся оглушительным поражением, временной оккупацией Франции войсками союзников и изгнанием низложенного императора и полководца на остров Святой Елены, где он и закончил свой век. Но к могиле его, вокруг которой выбиты на мраморе взятые Наполеоном города, в частности Варшава и Москва, бесконечным потоком тянутся не только туристы, но и французы. Он, при всей неоднозначности своей исторической фигуры, — непреходящая гордость своего государства. И никто, кстати, не ставит вопрос о его выносе из собора и захоронении где-то на Корсике.

Другой пример. В центре Лондона от Трафальгарской площади, где стоит монумент адмиралу Нельсону (желающие могут почитать в энциклопедии о его неоднозначной биографии) до Вестминстера, на всем протяжении улицы Уайт-холл, практически через пятьдесят-сто метров стоят памятники английским полководцам — маршалам, генералам, адмиралам. Тем, кто завоевывал для империи индийские и бирманские княжества, оккупировал Сингапур, Афганистан, Цейлон, Месопотамию, Палестину, десятки других европейских, ближне- и средневосточных, африканских, южноамериканских и южно-азиатских государств, Австралию и Океанию… Да чуть не забыл — Северную Америку тоже. Кто сотнями тысяч убивал население захваченных колоний, устанавливал там свои имперские порядки. Что-то я не слышал, чтобы кто-то в Великобритании называл те времена «кошмарными», «чудовищными» и «стыдными», чтобы англичане каялись за те страдания, которые они принесли захваченным народам. Они и сегодня продолжают удерживать за собой, например, Гибралтар, военные базы на Кипре, Фолклендские острова, и Евросоюз, из которого они собираются выйти, не объявляет им, кстати, как и США, никаких санкций, не требует освободить чужие территории…

А еще в центре Лондона, на Темзе стоит британский крейсер «Бристоль», ветеран, как и «Аврора», Первой мировой войны, хотя ничем значительным там не отличился в сражениях в Атлантике и в Средиземном море. Для Англии он — памятник, на котором принимают присягу все офицеры британских ВМС, а еще музей, где несут службу отставники флота ее Величества, и который не знает отбоя от посетителей. Чуть выше «Бристоля», уже на берегу стоит копия в натуральную величину галеона «Золотая лань» адмирала Френсиса Дрейка, любимца английской королевы Елизаветы, знаменитого мореплавателя, открывшего пролив между Огненной Землей и Антарктидой и подарившего Европе картофель, а еще легендарного корсара, наводившего ужас на испанские корабли, возившие награбленные богатства из Вест-Индии на Пиренейский полуостров… Портрет пирата — сэра Френсиса Дрейка напечатан на одной из почтовых марок Великобритании. И никто на островах ничего не переживает по этому поводу.

Но довольно примеров. К чему они? Вовсе не для того, чтобы мы брали пример с Франции или Великобритании. У них своя свадьба, у нас — своя. Хотя меня до сих пор удивляет, почему в моей столице, кроме памятника Жукову, в центре города, пределах Бульварного и Садового кольца нет ни одного памятника российским полководцам. Есть памятники царю, патриарху, основателю Москвы, поэтам, писателям, композиторам, выдающимся артистам и музыкантам, — маршалам, генералам и адмиралам — нет. И при этом у кого-то поворачивается язык называть Россию — «самой милитаризированной страной». Но это кстати.

Я к тому, что историю своей страны, какой она бы ни была, радостной или горькой, двуцветной или все-таки многослойной, многозначной и очень сложной, надо все-таки уважать. Избегать о ней прямолинейных и примитивно-грубых однозначных определений. Не претендовать на истину в последней инстанции. Не только потому, что такие слова и заявления затрагивают чувства и память наших граждан, но и потому, что навешивание ярлыков никогда не приближало нас к достижению согласия в обществе, а только разъединяло людей, чего ни вчера, ни сегодня, ни завтра нашей стране не нужно по определению.

…А «Аврора» вернулась после капитального ремонта в Кронштадтском заводе к месту своей вечной стоянки у Петроградской набережной, напротив Нахимовского училища во всей своей красе. Величественно и торжественно, как и подобает кораблю номер один российского ВМФ. Несмотря на пронизывающий, пробирающий до костей ветер и бесконечно моросящий дождь, довольно поздний вечер, переходящий в ночь, тысячи жителей Санкт-Петербурга и гостей города на Неве приветствовали ее радостными и восторженными криками, аплодировали ювелирно-грациозному прохождению освещенного огнями прожекторов крейсера между тесными створками разведенных мостов.

«Аврора» — боевой корабль и богиня утренней зари вернулась в город трех революций. В город, где не только она, но и каждый камень мостовой, каждый кирпич в стене, каждое здание — свидетель нашей истории. Которую, уверен, мы всегда будем чтить и которой будем гордиться. Потому что она наша и ничья больше. Другой у нас нет и никогда не будет. Кто бы и чтобы по этому поводу не говорил.

Мнение военного обозревателя ТАСС Виктора Литовкина
не всегда совпадает с официальной позицией агентства ТАСС.


тэги
читайте также