В результате стихийного процесса глобализации выиграли не только США и контролируемые ими ТНК.
Процессы глобализации в открытом мире разворачивались настолько быстро в последние десятилетия, что полностью поставить их под контроль единого мирового центра не удавалось. Россия также выиграла от глобализации, быстрыми темпами наверстав отставание, вызванное трансформацией социально-экономической модели в конце 80-х – начале 90-х, и вошла в число ведущих экономик мира.
Однако наибольшую выгоду от бесконтрольной глобализации получили экономики Азии и прежде всего КНР и Индия. Рост Азии – безусловно важнейший мировой экономико-политический тренд последнего времени. Он означает утрату хозяйственной гегемонии Запада и появление нового центра силы, обладающего как экономическим, так и военным, а также и культурным потенциалом, с которым необходимо считаться.
Китай в 2014 году обогнал США по ВВП по покупательной способности и остается на сегодня второй экономикой мира по номинальному ВВП. Из мировой швейной фабрики и сборочного цеха КНР за несколько десятилетий превратился в мирового технологического лидера. Более того, сейчас экономика Китая достаточно безболезненно переживает новую трансформацию, сокращая долю промышленного производства в пользу сервисного сектора.
Причиной роста азиатских экономик является прежде всего огромный резервуар дешевой рабочей силы. Это позволяет как организовывать на местах производства с высокой долей ручного труда, а также переносить в Азию производства из развитых стран Запада в погоне за снижением производственных издержек.
В частности Индия вошла в пятерку мировых экономик, в том числе и за счет аутсорса бизнес-процессов и оффшорного программирования. Тем не менее, хотя страна остается в существенной степени аграрной, в целом ряде отраслей, таких как металлургия, фармацевтика и химическое производство, ювелирное дело и т.п. Индия находится на передовых позициях в мире.
Территориальные и человеческие ресурсы стран Азии также позволяют эксплуатировать стимулирование внутреннего спроса в целях экономического роста. Хотя уровень бедности в этих странах составляет существенную проблему: в частности КНР только в 2021 году объявила о преодолении нищеты[1], а Индия все еще остается одной из беднейших стран мира.
Региональные геополитические характеристики, в частности территориальная удаленность от главных неоколониальных игроков, в отличие от Латинской Америки, позволяет новым лидерам мировой экономики из Азии сохранять темпы роста.
Именно стремительный рост азиатских экономик стал причиной «поворота на Восток» в экономической политике России. Как заявил Президент России Владимир Путин еще в 2014 году, разворот России на Восток связан не с политикой, а с ситуацией в глобальной экономике: «Азиатско-Тихоокеанский регион развивается быстрее, чем все остальные части мира»[2].
Страны Азии, чьи экономики на сегодня далеко не исчерпали ресурсы для роста, наиболее заинтересованы в сохранении тенденций глобализации в открытом и справедливом мире, то есть в сохранении международной стабильности. Что уже не выгодно проводникам глобализма, которые используют инструменты локальной изоляции для срыва альтернативных глобализационных проектов, таких как китайский «Один пояс – один путь» и др.
[1] Китай обеспечил право людей на базовый уровень жизни путем ликвидации крайней бедности // Синьхуа Новости, 12.08.2021. URL: http://russian.news.cn/2021-08/12/c_1310123072.htm
[2] Путин: партнерам России нужно строить пространство безопасности вместо стен. ТАСС, 18.12.2014. URL: https://tass.ru/politika/1657347