Антиутопии ХХ века остались далеко в прошлом. Их герои хотя бы знали, что «большой брат» за ними наблюдает.
Сегодня, в новой глобальной антиутопии кибернетического реализма мы можем только догадываться, кто и как следит за нами, какие данные о нас собираются и зачем.
Французский философ-структуралист Мишель Фуко описывал дисциплинарное общество Нового времени терминами «надзирать» и «наказывать»[1]. Государство следило за гражданами и наказывала неповиновение. Новое полицейское государство всеобщего надзора будет действовать иначе – это будет общество, где крупные корпорации будут мягко направлять все наши действия, непрерывно нас воспитывая как подопытных животных[2]. Мы даже не сможем точно узнать, хотим ли мы поступать так сами или за нас наше решение приняли глобалистские структуры. Цифровой фашизм – это новый тип концлагеря, приготовленного для подавляющего числа населения мира, где бараки будут везде, а колючая проволока – нигде.
Еще недавние дискуссии между циничными кибероптимистами, такими как инноватор Илон Маск, полагавший, что «прогресс не остановишь», и наивными киберпессимистами, такими как социолог Евгений Морозов[3], предупреждавшими о надвигающихся опасностях, выглядят смешно. Грядущий цифровой фашизм победил и тех, и других. Скромные успехи национальных государств в борьбе за национальную демократию или свободу слова меркнут перед блестящими логотипами цифровых гиперкорпораций. Что такое блокировка приложения к смартфону по сравнению с появлением смартфона?
Когда-то обладатель гаджета последнего поколения мог считать себя счастливчиком. Сейчас по-настоящему счастлив тот, кто не заражен цифровой зависимостью. Элиты уже скорого будущего – это не те, кто погружен в цифровую коммуникативную среду – а те, кто свободен от нее, тогда как для рядового жителя земного шара всегда носить с собой цифровое устройство последней прошивки станет обязательным. Наши цифровые благие пожелания – об удобных сервисах, о доступе к любой информации, о развлечениях не вставая с дивана – протоптали дорожку в кибернетический ад.
Но то ли еще будет, когда мечты кибероптимистов, помноженные на ресурсы крупнокорпоративных глобалистов позволят, наконец, добиться реализации их мечты и полностью подключить человеческий мозг к компьютеру, позволяя выгружать и загружать в него сознание. Там и до пресловутой сингулярности – надежды трансгуманистов – слияния всех сознаний людей в единый гипермозг, уже недалеко.
Ученые мира бьют тревогу, требуя остановить разработку искусственного интеллекта нового поколения. Открытое письмо с подобным требованием подписал даже Илон Маск. Они считают, что неконтролируемый процесс в этой сфере может представлять угрозу для человечества. Известный американский философ-когнитивист Дэниел Деннет вообще полагает, что ИИ может породить целую породу «фальшивых людей», существующих только в цифровом мире. Но этот мир будет стремительно стирать границу между собой и реальностью. И, кстати, кто сможет дать стопроцентную гарантию того, что эти строки написаны не чатботом?
[1] Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы (1975).
[2] См. подробнее Зубофф Ш. Эпоха надзорного капитализма: борьба за будущее человечества на новых рубежах власти (2018).
[3] Морозов Е. Техноненависть. Как Интернет отучил нас думать. М., 2014.