21 июля, воскресенье

Тезисы о глобализме. 1. Современность как развилка

27 декабря 2023 / 16:04
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве России

На наших глазах мир стремительно меняется, становится все более сложным. Это касается как политической системы международных отношений, так и экономики. Изменения также затрагивают и вопросы окружающей среды, и самого будущего человечества.

Каким путем пойдет человечество? Сможет ли оно сохранить планету удобной – да и вовсе – пригодной для жизни homo sapiens перед вызовами, такими как: гуманитарные - глобальное перенаселение и связанные с ними глобальная нищета и голод; экологическими – от глобального изменения климата до исчерпания глобальных ресурсов; политическими – на заре новый век конфликтов и провоцирования новой холодной войны; моральными – разложение института семьи и кризис традиционных ценностей, которые вступают в схватку с религиозным фундаментализмом; технологическими – включая непредсказуемые последствия внедрения искусственного интеллекта.

Мир становится сложнее, но интереснее, а его будущее лишилось предопределенности. Еще совсем недавно казалось, что история человечества подошла к своему логическому концу. Как писал американский футуролог Фрэнсис Фукуяма[1], конец истории, ознаменовавшийся падение Берлинской стены и крахом реального социализма, означал глобальную победу либеральной демократии, основанной на рыночной экономике. Но этот внешне привлекательный образ скрывал за собой превращение мира с двумя центрами влияния в мир с единственным хозяином – мир сверхдержавы – США, которые монополизировали право определять кто прав. А все рассказы о конце истории попросту предоставили Американской империи идеологическую санкцию на мировое господство.

В последние годы рост Китая, деколониальный проект, который предлагает Россия, ценностный кризис, с которым столкнулись внутри страны сами США показали, что однополярная модель мироустройства шатается и готов рухнуть. Перед миром стоит выбор пути развития. Либо насильственное укрепление модели однополярного доминирования США и глобалистских ТНК, либо триумф многополярности, победа глобальной альтернативы так называемому «новому мировому порядку», основанному на американских правилах.

Победа однополярной модели означала бы установление инвариантности мирового исторического процесса, победу формационного подхода, где высшей стадией развития общества будет стадия глобалистского капитализма. И это будет, действительно, конец истории: каждая страна, цивилизация или народ будут насильно загнаны в рамки и будут жить по американским лекалам, проходя одни и те же стадии «прогресса» на пути к некоему желаемому американцами будущему – якобы более демократичному, богатому, технологичному и т.п.

Многополярность означает победу цивилизационного подхода. История для него нелинейна, а прогресс – даже в таких вопросах, как «демократия» – спорное понятие. Для цивилизационного подхода характерен взгляд на историю через призму сосуществования и конкуренции крупных общностей-цивилизаций, каждая из которых идет своим историческим путем, раскрывая цветущую сложность самых разнообразных проектов будущего и ценностных установок.

Сегодня у цивилизационных проектов глобального Запада с лидером в лице США, глобального Юга, глобального Востока во главе с Китаем, и уникального цивилизационного проекта России – свои представления о ценностях, свои образы будущего. У каждой из этих цивилизаций есть предложение для других, своего рода футурологическая составляющая. У России - это представление о многополярном мире и справедливой цивилизационной конкуренции, на благо всеобщего процветания человечества.

 

[1] Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. №3. С. 134–148.

 


тэги
читайте также