По поводу Сирии писатель Эрих Мария Ремарк написал бы: "Без перемен".
В смысле – боевые действия ведутся. В восточной Гуте правительственные войска продолжают наступление в районе Хазрама. В Дейр-эз-Зоре, наоборот, армия Дамаска несколько пятится. Точнее, она удерживает основные позиции, но несколько кварталов потеряла, а главное – бандиты из запрещённой в России группировки ИГИЛ довольно прочно закрепились на холмах к юго-западу от авиабазы. Тут им сильно помогли американцы своей прошлогодней бомбардировкой якобы "по ошибке".
В районе Тияса продолжаются бои. Чисто местного характера – в обоих смыслах этого понятия. Они и мелкие, действительно местного значения, и местные в том историческом виде, как они всегда велись на арабском Востоке. То есть некие набеги, как у бедуинов на верблюдах – минимум потерь, зато много поводов гордо выпятить грудь. И у той, и у другой стороны.
Аналогичная картина и у других участников конфликта. Турки со своими "подмандатными" группировками застряли у Эль-Баба. Конечная судьба города сомнений не вызывает – он будет взят и затем оставлен под контролем протурецкой "Сирийской свободной армии" (ССА). Это очень аморфная на самом деле структура, которую, в общем, и структуррой сложно назвать, но дело не в ней, а в том, что кто-то протурецкий должен держать нечто важное в Сирии, чтобы иметь право (и давать его Турции) участвовать в послевоенном устройстве.
Американцы – тоже со "своими" курдами топчутся возле Ракки, хотя, надо признать, топчутся несколько более успешно, нежели ССА у Аль-Баба. Но тем не менее прорывов там тоже не наблюдается, а вот наблюдатели как раз ожидают, что именно ближе к Ракке сопротивление ИГИЛ возрастёт на порядок, тем более что местность этому благоприятствует, а вот у курдов энтузиазма класть головы за Ракку отнюдь не наблюдается.
В общем, такая, вялотекущая война.
Но зато тем контрастнее видятся некие в ней особенности, которые как-то странно роднят террористов из разных стран и культур.
Осенью прошлого года мы рассказывали про действия украинских войск в районе луганского города Брянка. Тогда там украинские военные целенаправленно и намеренно обстреляли и вывели из строя газопровод в жилом массиве Краснополье, вывели из строя одну из электроподстанций. Без электричества тогда остались более десятка населённых пунктов ЛНР.
Затем СМИ сообщали о действиях украинских властей в целях лишения жителей ЛНР воды и энергоснабжения от Счастьинской ТЭЦ. Про попытки отрезать Крым от воды и энергоснабжения, кажется, можно вовсе не вспоминать – они и сегодня на слуху.
Но вот что интересно. Если в последнем случае официально вину за взрывы вышек электроснабжения возложили на некий "меджлис" – запрещённую в России организацию, всё же с киевским правительством формально не связанную (формально, подчеркнём, ибо по факту Киев снабжает её деньгами и силовой "крышей"), то обстрелы населённых пунктов Донбасса уже на самодеятельность нацистов не спишешь. Это хоть и оборванная и сильно индоктринированная нацизмом, но законная армия государства. Тоже оборванного и индоктринированного нацизмом, но государства. Но вдруг мы видим полный аналог действий киевского руководства в Сирии. Правда, производимых записными террористами.
Вот Киев перекрыл Крыму водоснабжение. Теперь уже – нет, не навечно, конечно, ибо сам режим в Киеве не вечен, - но основательно, со старанием. Не просто воду в канал не пустил, а уже натуральную дамбу построил. И вот в сирийском Вади Барада мы видим то же самое! Несмотря на заключённое соглашение, боевики стали мешать восстанавливать водоснабжение Дамаска. И даже взорвали бульдозер. За этими действиями стоит запрещённая в России террористическая группировка "Джабхат ан-Нусра".
А в Хомсе террористы из ИГИЛ взорвали завод Хаян, из которого шли поставки газа. Как итог - от миллиона до полутора миллионов сирийцев остались без отопления. В стране, которая, фигурально говоря, плавает на нефти и газе!
Естественно, военного смысла ни то, ни другое деяние не имеет. Так же, как убийство снарядом старика в Брянке. Это акции, чётко построенные на возбуждение недовольства среди населения. Отличие от Украины в Сирии разве что в том, что в первой нет такого разгула кровавых терактов, как во второй. Но если позволить себе маленькую экстраполяцию, то будущее Украины предстаёт не сильно радужным. Раз уж там реализуются одни и те же рецепты тотального террора…
Впрочем, да, нельзя не проявить объективность. Всё же в Киеве пока не практикуются публичные казни заподозренных в связях с "сепаратистами" – как они проходят нынче в Ракке по обвинению в связах с "крестоносцами".