Непонятно, как так выходит, но практически каждое резонансное убийство на Украине сопровождается видеофиксацией. С последующим выкладыванием записи в интернет.
Сегодня можно было посмотреть, как ликвидировали полковника Главного управления разведки (ГУР) Министерства обороны Украины Максима Шаповала. Осколки от его "Мерседеса" разлетелись, как утверждает дознание, на сотню метров. Верится без напряжения - видно, как обломок от машины взмыл до уровня седьмого этажа. Шансов выжить у военного не было. Тем более, что очевидно: взрывное устройство подложили ему в машину, тротила или гексогена не пожалели, а самого полковника вели по маршруту уверенно и надёжно. Профессионально. "Мерседес" взорвался на ходу, когда водитель находился в салоне.
Возможно, и съёмка была запланирована. И, скорее всего, не с одной камеры. Не исключено, что скоро общественности дадут посмотреть это же событие с других ракурсов. Как это было с недавней ликвидацией в Киеве же перебежчика из России и бывшего депутата Государственной Думы Дениса Вороненкова.
Этот персонаж, кстати, сразу же всплыл в подоплёке сегодняшнего происшествия, потому что едва перестала дымиться кровь Шаповала на сиденье его машины, как всплыли данные, будто именно он курировал охрану Вороненкова. Во всяком случае, как сообщают некоторые источники украинской прессы в Минобороны Украины, этим занимались именно сотрудники ГУР, а непосредственно руководил охранительными мероприятиями подчинённый Шаповала.
Одно из украинских информационных агентств, приведшее это свидетельство, сослалось также на слова своего собеседника, будто ликвидированный полковник знал о том, как осуществлялась охрана предателя.
Он мог также знать и много больше. "По неофициальным данным, погибший или руководил спецназом Главного управления разведки, или был начальником резерва ГУР", - отметил, в частности, информированный политический эксперт Михаил Онуфриенко.
"Возможно, офицер был замечен в контактах с Россией, - прокомментировал эту версию известный русский политолог и аналитик, обычно хорошо осведомлённый в методах работы спецслужб Украины, Юрий Першиков. - Возможно, кому-то показалось, что эти контакты были. Возможно, произошла утечка документации из его управления. Но это не меняет сути дела: для руководства ГУР он стал не интересен или опасен на каком-то этапе. Пусть даже на предполагаемом. Вот и было принято решение полковника ликвидировать".
"Уже не раз отмечалось, что руководство режима в Киеве и его военное крыло запросто готовы прибегнуть, и всё чаще прибегают к террористическим методам достижения своих целей, - добавил информированный эксперт. - Эти методы направляются и против своих - как акции устрашения. Можно вспомнить, что подобное началось ещё когда появились первые заградотряды для ВСУ, когда нацбаты стали расстреливать части ВСУ, которые, по их мнению, были недостаточно свирепы по отношению к Донбассу. Похоже, нечто подобное применено и сейчас по отношению к одному из высших своих офицеров. В лучших традициях шпионского боевика. В общем, смысл мероприятия - чтоб другим было неповадно".
"В общем, это работа украинских спецслужб", - выразил убеждение Першиков, сославшись на похожесть почерка теракта с теми, которые уже демонстрировали киевские диверсанты.
Не исключено также, что ликвидация Шаповала укладывается ещё одним звеном в цепь разнородных, но неким глубинным, для общественности не ясным образом связанных событий.
Так, согласно сведениям собственных источников в ЛНР, тремя днями ранее в Луганске, в районе Камброда неизвестные пытались взорвать машину с военнослужащими Народной милиции республики. Это не первая подобная акция, но на сей раз, судя по всему, покушение было спланировано против офицера ВСУ, замначальника службы персонала в штабе 93-й отдельной механизированной бригады Алексея Бидусенко, который перешёл на сторону ЛНР с секретными документами.
Напомним: штабной офицер самовольно покинул часть, забрав с собой ряд секретных и совершенно секретных документов штаба 93-й ОМБр. Незадолго до побега Бидусенко в разговорах с друзьями высказывал мысли об ошибочности своего участия в так называемой АТО, о желательности переехать в Луганск или Донецк.
По данным источника, Бидусенко в результате взрыва получил осколочное ранение, его сопровождающий тоже.
Связаны ли эти два события, пока непонятно. Но, во всяком случае, похоже на то, что в обоих мотивом является месть или желание устрашить на будущее тех офицеров, что имеют доступ к секретным сведениям, но не слишком мотивированы и далее работать на то, что на самой Украине всё чаще называют хунтой. Пусть это слово и произносится пока шёпотом.
Как бы то ни было, считают некоторые комментаторы, за последних два года "життя по-новому, бандитские разборки стали обыденностью". Звучат голоса, что с 1991 года "не взорвали столько машин, сколько их взорвалось после Майдана".
"Начали убирать тех свидетелей и участников, кто много знал о госперевороте и последующих событиях на Донбассе, - выразил убеждение один из наблюдателей. - "Нэбесная сотня" будет непрерывно расти. Ведь её организаторы и создатели по-прежнему работают там".
"Самый умный - Сеня Кролик, - прокомментировал ещё один, имея в виду бывшего премьер-министра Арсения Яценюка. - Деньжат натырил и свалил за лужу".
Одновременно высказывается и другая версия. И она тоже может быть правильной.
Она отражает не раз высказывавшиеся пожелания со стороны противников киевского режима начать отвечать ему теми же или похожими методами, какими он пользуется в борьбе со своими противниками. Напоминают при этом про диверсионные группы в Крыму, засылавшиеся туда именно главным управлением разведки Украины, про гибель сотрудника ФСБ и русских солдат в борьбе с ними, про убийства важных боевых командиров ополчения в ДНР и ЛНР, про покушения на руководителей этих народных республик.
Так, известный политический обозреватель из Украины Андрей Ваджра написал в одной из соцсетей: "После убийства Гиви я позволил себе высказать весьма очевидную мысль: на террор надо отвечать террором, на убийство надо отвечать убийством, твари должны знать, что возмездие неизбежно. Поэтому тех, кто сидит на "острове" и непосредственно организовывает убийства в ДНР, необходимо периодически выкашивать их же методами. В этом случае всякая [дрянь] в погонах, пытающаяся выслужиться на крови, будет знать, что не всё в этой жизни так просто… Похоже, что не только я так думаю…".
Если по гамбургскому счёту, то при всём уважении к мысли о том, что цепь взаимного террора лучше не раскручивать, ибо закрутить её потом обратно бывает весьма тяжело, нельзя тем не менее не согласиться и с мыслью, что каждое преступление должно быть наказано. Вопрос - как?
Отвечать терактом на теракт - это не входит в инструментарий служб безопасности народных республик, что можно просто заметить по тому, как они действуют, рассказал информированный источник в Луганске. За последнее время, напомнил собеседник, в ЛНР задержано немало разведывательно-диверсионных групп противника. Их участники, кто уцелел, уже успели немало интересного поведать про механизм подготовки террористов на Украине, про систему принятия решений, про даже личные неблаговидные деяния военнослужащих и командиров спецслужб и их подразделений.
Например, про начальника отдела разведки 8-го полка специального назначения ВСУ Павла Балова известно не только то, как он организовывал засылку диверсантов и сам осуществлял теракты на территории ДНР. По нему хорошо задокументировано и то, как "делал деньги" на перепродаже военной техники, как контролировал наркотрафик, идущий на территорию ЛНР, как приказывал устранять тех, кто мешал в этих делах - неважно, по какую линию фронта. Детально отслежены его связи и в высшем политическом руководстве Украины, и в спецслужбах. Напомним, что его деятельность непосредственно курируется 5-м управлением Службы безопасности Украины.
Отсюда, намекнул далее источник, нетрудно догадаться, к какой, собственно, "ответке" готовятся оппоненты Балова, и так, как он, в спецслужбах народных республик. Они не ограничивают себя, конечно, только сбором документов, но основной ответ украинскому терроризму намереваются дать в законном, судебном порядке. Причём документируется не только эта сторона дела, но и военные преступления украинских военных на Донбассе. И ведётся такая работа в сотрудничестве с российскими следственными органами.
И такая "ответка" подорвёт уже не каких-то отдельных исполнителей, считает источник, а саму террористическую систему, созданную киевским режимом.