Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг начал свое прибалтийское турне.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг начал свое прибалтийское турне. Первым пунктом в его поездке значилась Эстония, где он встретился президентом страны Тоомасом Хендриком Ильвесом, премьер-министром Таави Рыйвасом, главой МИД Кейт-Пентус Розиманнус, министром обороны Свеном Миксером и командующим Силами обороны генералом Рихо Террасом. Политики, как сообщают информационные агентства, обсудили европейскую безопасность, усиления присутствия войск НАТО в регионе и ситуацию на Украине, осудили Россию за ее агрессивную политику в отношении этой страны.
Кроме того, Столтенберг посетил авиабазу Эмари, где сейчас на принципах ротации базируются четыре истребителя Бундесвера и разведывательные самолеты США, а также Центр киберзащиты НАТО. Поговорил с немецкими, американскими и эстонскими военнослужащими. Рассказал им о той высокой миссии, которую они выполняют в регионе, защищая восточный фланг НАТО от агрессивных действий большого соседнего государства. Заверил солдат и офицеров альянса, что НАТО способно защитить всех своих членов от любой опасности, и пообещал усилить воздушное патрулирование в небе над странами Балтии. Генсек отметил, что уже сегодня «самолетов в пять раз больше, чем год назад». Напомнил, что самолеты союзников поднимались в этом году на перехват российских бомбардировщиков и истребителей 100 раз, что в три раза больше, чем в 2013 году.
«Мы сохраним наше присутствие в регионе столько, сколько будет нужно», — предупредил Столтенберг.
Пресс-служба минобороны Эстонии, в свою очередь, проинформировала граждан, что на встрече с министром обороны Свеном Миксером Йенс Столтенберг рассказал о выполнении принятого на саммите НАТО в Уэльсе «Плана готовности к действиям» (Readiness Action Plan), который предусматривает усиление присутствия альянса в странах Восточной Европы. В том числе и создание дополнительной военной инфраструктуры, увеличение количества проведенных учений и размещение на территории восточных союзников объединенной группировки сил быстрого реагирования.
В частности, в рамках этих планов в шести государствах-членах альянса — в Литве, Латвии, Эстонии, а также в Польше, Болгарии и Румынии будут размещены структуры управления силами НАТО в Восточной Европе. Хотя и сегодня их здесь хватает. Кроме Эстонии, где на базе Эмари размещена дежурная группировка натовских самолетов, способная нести к цели американские ядерные бомбы, дислоцированные на складах в четырех странах Старого света, такая же база есть и в Литве, на аэродроме Зокняй под Шауляем. На ротационной основе в прибалтийских государствах постоянно находятся американские рейнджеры, как минимум, по 200−300 человек в каждой стране, не считая той боевой техники, которую они обслуживают и эксплуатируют.
На территории Литвы, например, как сообщают корреспонденты ТАСС, сейчас расквартированы воздушно-десантное подразделение армии США и подразделение вооруженных сил Венгрии, которые будут находиться здесь, по меньшей мере, до конца года с вероятной ротацией. Для участия в учениях в минувшую среду в Литву прибыло и пробудет около месяца разведывательное подразделение вооруженных сил Дании. На авиабазе Зокняй размещены истребители ВВС Канады и Португалии. В свою очередь Польша добивается от своих союзников по альянсу ввода на ее территорию еще двух тяжелых бригад. Но, правда, вместо них получила только право на участие в силах быстрого реагирования. Не исключено, в созданной недавно литовско-польско-украинской бригаде (LITPOLUKRBRIG /ЛитПолУкрБриг) быстрого реагирования, численностью всего в 4 тысячи человек.
Иметь чужие базы на своей территории, считают в некоторых странах альянса, — довольно выгодно. Это не только выплаты из кармана НАТО за аренду земли и хозяйственной инфраструктуры. Это еще и деньги, которые расходуют солдаты и офицеры стран-союзников в местных магазинах, кафе, ресторанах, развлекательных заведениях, налоги со всех финансовых поступлений. Чем больше таких баз, тем больше капает долларов и евро в бюджет города, региона, страны.
Генсек НАТО даже не пытается скрывать, что его нынешний визит в страны Балтии вызван желанием продемонстрировать Москве силу альянса и ее евроатлантическую солидарность.
По словам Столтенберга, Россия «ломает систему, которая много лет составляет основу европейской безопасности». «Это причина, по которой мы призываем Россию уважать международное право. Вести себя в рамках международных обязательств. И конечно, уважать суверенитет и территориальную целостность Украины», — говорил на встречах со своими слушателями в Эстонии генсек. Такие же слова, как ожидается, он будет произносить и в Вильнюсе, и в Риге. Хотя по степени своей норвежской холодной эмоциональности вряд ли переплюнет, как назвали его в Москве, комсомольский запал нынешнего президента Литвы Дали Грибаускайте, комплексирующей по своему советскому прошлому, которая в преддверии визита Столтенберга назвала Россию террористическим государством.
Усиление антироссийской риторики со стороны руководства НАТО и прибалтийских государств далеко не новость. Такой манерой поведения отличался и предшественник Столтенберга на посту генерального секретаря альянса Андерс Фог Расмуссен. А постоянно голословными, даже параноидальными и клеветническими высказываниями в адрес России, о ее якобы агрессивной политике со стороны президентов Эстонии, Латвии и Литвы удивить сегодня никого нельзя. Понятно, что руководители этих небольших и, мягко говоря, не очень богатых стран стремятся напомнить о себе сильным мира сего, заручиться их экономической поддержкой и финансовой помощью, чтобы удержаться у власти и сохранить за собой негласный статус оставаться «санитарным барьером», отделяющим Европу и западный мир от «распоясавшейся России». У них это, надо признать, при поддержке Брюсселя и Вашингтона неплохо получается.
Но у заявлений Йенса Столтенберга об агрессивных действиях России на Украине и даже о возможности военного вмешательства Москвы в дела балтийских государств для защиты интересов русскоязычного населения, как это сделано в Донецкой и Луганских областях, есть еще один неафишируемый подтекст — заставить союзников по НАТО не на словах, а на деле раскошелиться на обеспечение совместной обороны. Из всех прибалтийских государств, которые больше всех кричат о российской угрозе, по данным Financial and Economic Data Relating to NATO Defence, только Эстония вносит в бюджет Североатлантического альянса не раз утверждавшуюся саммитами НАТО, в том числе и в Уэльсе сумму — 2% от своего ВВП. А Латвия платит только 0,9%. Литва и того меньше — всего 0,8%. Остальное, как иронизируют эксперты, только проклятиями в адрес Москвы.
Правда, Вильнюс выделил 236 литовских военнослужащих в состав международных сил по поддержанию безопасности в Афганистане — ISAF. В зоне армяно-азербайджанского конфликта в рамках миссии ОБСЕ присутствует один литовский военный наблюдатель. В столице Литвы говорят о том, что геополитические изменения могут поставить на повестку дня вопрос о возобновлении призыва в армию (с 2008 года ее войска комплектуются исключительно контрактниками). «В случае необходимости в законах оставлена возможность вернуться к призывникам», — заявил в местной печати министр обороны Литвы Юозас Олекас. Но это все, на что способна армия литовского государства, в которой нет даже своих самолетов и танков. И нет денег на их закупку. А, может, и желания. Пусть за ее безопасность, не без основания считают в Вильнюсе, отвечает НАТО.
Брюссель, как и Вашингтон, давно беспокоит нежелание европейских союзников по Североатлантическому альянсу вносить свой существенный вклад в бюджет организации.
Из 28 членов НАТО только четыре страны переводят в общую кассу утвержденные саммитом суммы. Это Греция, которая, кстати, получает финансовую помощь от Евросоюза и Германии. Тем не менее, она платит 2,3% от своего ВВП. Больше нее (по отношению к ВВП) платит Великобритания — 2,4%. Меньше Франция — 1,9% ВВП. Еще чуть меньше Польша и Турция — по 1,8% ВВП. Германия, чей министр обороны Урсула фон дер Ляйен на упреки союзников отвечает: «Наш оборонный бюджет составляет 32 млрд евро, и это последнее слово», — вносит в общую кассу только 1,3% от своего ВВП. При этом обещает, что восточноевропейские члены НАТО «могут в полной мере рассчитывать на нашу солидарность», но дополнительных войск, которые можно было бы разместить на территориях союзников, у нее не хватает.
Больше всего в бюджет альянса, как это очевидно, по тем же данным, вносят Соединенные Штаты — 72% от всех затрат НАТО на оборону или 4,4% от своего ВВП. Северный сосед США — Канада только 1% ВВП. Все остальные государства — кто так же, как Канада, кто чуть больше, на полпроцента, кто чуть меньше.
В свое оправдание на заседаниях представителей государств-союзников многие дипломаты ссылаются на глобальную рецессию, а затем на долговой кризис в Европе в 2010 году, который вынудил страны еврозоны запустить политику сокращения госрасходов, — все это, оправдываются они, негативно сказалось на бюджете альянса. Большинство стран и дальше продолжают сокращать свои военные расходы. Даже наиболее близкие союзники в Североатлантическом альянсе — США и Великобритания — в ближайшие годы планируют дальнейшее снижение оборонных затрат, что, естественно, вызывает серьезные возражения в Пентагоне, разговоры о недопустимом снижении боеготовности американской армии, потенциальных проблемах, которые могут возникнуть при выполнении поставленных перед войсками боевых задач.
А с другой стороны, если задуматься, о чем говорит нежелание большинства государств-членов НАТО увеличивать расходы на свою и общую оборону? Не только о скаредности или прагматизме тех или иных правительств североатлантических государств. Не только о том, как отнесется их население, а точнее электорат к неэкономичному и неразумному расходованию бюджетных средств. А, в первую очередь, о том, что никто там, в Европе, по большому счету, несмотря на громкие заголовки в местных газетах и панические заявления по телевидению высокопоставленных генералов и политических деятелей НАТО, на демонстративные кадры полетов российских бомбардировщиков у границ альянса и раздраженные комментарии по этому поводу записных пропагандистов ВВС и CNN все же не воспринимает пресловутую «русскую угрозу» как реальность. Европейцев, а тем более жителей Северной Америки больше всего заботит повседневная жизнь страны — наличие рабочих мест, выполнение социальных обещаний, которые давали избирателям пришедшие к власти политические партии, обеспеченность газом (особенно зимой), рост тарифов на энергоносители…
Людей волнует, конечно же, совсем не мифическое «возрождение российской империи и ее военной мощи», а реальная война, которая ни на день не прекращается на Ближнем Востоке и в которой участвуют с обеих сторон их граждане, телевизионные кадры, на которых террористы ИГИЛ (деятельность т.н. «Исламского государства» запрещена на территории РФ) отрезают головы европейцам и американцам, нападения радикальных исламских экстремистов на церкви и синагоги…
Тот хаос, который был создан в этом богатом углеводородами районе мира агрессией натовских стран против Ирака, Афганистана, Ливии и Сирии, потоки беженцев из Северной Африки и ближневосточных стран, которые не сегодня-завтра заполонят европейские столицы.
Протест против действий собственного правительства еще пока что не окреп, не оформился в массовое движение против войны, не вылился на улицы и площади, как это было в пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века. Но он зреет, и многие политики его чувствуют. Поэтому и пытаются переключить внимание своего населения на Россию и ее якобы агрессивную политику. Выворачивают наизнанку причину и следствие — усиление военного давления НАТО на Москву и ответные действия, который вынуждена предпринимать Россия, чтобы защитить свои национальные интересы.
А Столтенберг — что Столтенберг?! Он, как заправский коллектор, мотается по европейским государствам, по столицам пограничных с Россией стран, привычно, как и его предшественник, пугает союзников российской военной угрозой, требует от них вносить еще больший и более эффективный вклад в общую оборону. Его призывы попадают на благодатную почву. С ним все соглашаются и даже поддерживают своими ярко эмоциональными речами, направленными против «главной угрозы» альянса. Но денег в натовской казне от этого почему-то все равно не прибавляется.
Каждое государство, видимо, думает, как ему самому заработать на страхе перед возрождающейся Россией и ее армией. А вот платить за выдуманные страхи — это увольте.