Почему в одних российских регионах социально-экономические реформы оказываются успешными, а в других - нет?.
Почему в одних российских регионах социально-экономические реформы оказываются успешными, а в других — нет? В какой мере успех реформирования определяет инвестиционную привлекательность территории? Поиски ответов на эти вопросы, критически важные для понимания логики модернизационных процессов, ведутся представителями разных экономических школ. Одни специалисты опираются в своем анализе на объяснения макроуровня — такие как зависимость обществ от предшествующего пути развития (path dependency) или господствующие в них культурные паттерны, в то время как другие прибегают к объяснениям микроуровня, связанным с особенностями реализации конкретных мер политического курса или характеристиками политического лидерства.
Для современной экономической теории ответ на вопрос о факторах успехов и неудач проводимых реформ предполагает переосмысление эффектов политического устройства тех или иных обществ на эти процессы.
В самом деле, если средние темпы экономического роста в условиях демократических режимов во второй половине ХХ века не слишком различались, то имеют ли значение регионально ориентированные политические институты для проведения реформ?
И сможет ли прогрессивный губернатор, опирающийся на квалифицированную команду специалистов, успешно реализовать политику модернизации, не связывая будущее реформ, например, с результатами конкурентных выборов? При каких условиях «узкая» программа авторитарной модернизации (которая, тем не менее, предполагает успешное социально-экономическое развитие без широкой демократизации) имеет шансы на воплощение в жизнь, и что препятствует её реализации?
Огромный эмпирический материал для поиска ответов на перечисленные выше вопросы предоставляет практика внедрения Регионального инвестиционного стандарта. Это — ключевой проект Агентства стратегических инициатив (АСИ) по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в российских регионах. Стандарт включает 15 лучших инвестиционных практик, используемых наиболее экономически успешными субъектами федерации.
В 2012 году Стандарт начал реализовываться в одиннадцати регионах. 27 декабря 2012 года в ходе заседания Государственного совета РФ был рассмотрен и признан успешным опыт его пилотного внедрения. Согласно Перечню поручений Президента по итогам Госсовета, инвестстандарт стал обязательным для всех регионов страны; с начала 2013 года АСИ приступило к масштабированию Стандарта. Агентство осуществляет методологическую поддержку процесса внедрения, а также оказывает организационное содействие деятельности экспертных групп на местах. Этап внедрения инвестстандарта завершится 31 декабря 2014 года. Далее предусмотрен переход к фазе мониторинга, который планируется осуществлять в режиме «контрольных закупок» в российских регионах, что позволит выяснить результативность и эффективность таких механизмов, как, например, единый регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна».
С целью предоставления оперативной информации о ходе внедрения Регионального инвестиционного стандарта АСИ публикует вестник «Марафон. Внедрение Стандарта в субъектах Российской Федерации».
В настоящее время 47 из 83 регионов завершили внедрение (два новых российских региона пока присоединяются к внедрению стандарта).
Очевидно, что «Марафон» открывает возможность рейтингования территорий, поощрения успешных и порицания неуспевающих. Со стороны АСИ декларируется, что в основе внедрения инвестстандарта лежит критическая оценка практикующим бизнесом усилий региональных властей по исполнению того или иного требования, зафиксированного АСИ. В реальности в этом процессе задействованы как предпринимательские, так и экспертно-академические сообщества. Выполнение положений стандарта приобретает характер довольно жёсткой оценки расторопности и результативности руководителей экономического блока региональных правительств. Проседание по рейтингу АСИ, как правило, свидетельствует, что заместитель губернатора, занимающийся привлечением и сопровождением инвестиций, не до конца понимает исходящие из федерального центра сигналы или вовсе не считает их обязательными для принятия к исполнению на местах.
Тем не менее, в ряде регионов внедрение инвестстандарта стало примером наиболее успешных региональных реформ. С формальной точки зрения преобразования представляли собой подготовку, принятие и запуск реализации положений стандарта, устанавливающего единые институциональные правила администрирования. В результате региональные инвестиционные системы сделали большой шаг вперёд. Ключевым фактором этих «историй успеха» выступила гармонизация действий реформаторов, что и служит приоритетом повестки дня нынешнего российского правительства. При чётко сформулированной программе действий административно сильных региональных реформаторских команд, способных отказаться от игнорирования интересов заинтересованных групп и ориентироваться на включение в процесс большого количества участников, достигается возрастание эффективности деятельности в результате интеграции,