Политика не обошла стороной сферу российско-американского сотрудничества в космосе – с обеих сторон были сделаны достаточно громкие заявления.
Как бы ни складывались в ближайшей и отдаленной перспективах отношения России и США, какие бы санкции две страны не вводили друг против друга из-за противоречий по Украине, есть, по меньшей мере одна сфера, где страны просто обречены на сотрудничество. Это работа в рамках программы Международной космической станции. Политика не обошла стороной сферу российско-американского сотрудничества в космосе — с обеих сторон были сделаны достаточно громкие заявления, однако на деле работа будет продолжаться, независимо от политической конъюнктуры.
Нужен свой корабль
На днях директор космического ведомства США Чарльз Болден объявил, что НАСА планирует простроить и в 2017 году отправить в первый полет к МКС новый американский пилотируемый космический корабль. Естественно Болден, делая свое заявление, подчеркнул, что создание такого корабля позволит Соединенным Штатам «отказаться от зависимости от России в отправке астронавтов на МКС».
Учитывая достаточно напряженную политическую ситуацию, и российские, и американские СМИ тут же растиражировали новость с броскими заголовками, общий смысл которых сводится к двум тезисам: «США лишит Россию доходов от доставки астронавтов на МКС» и «Две страны продолжают сокращать сотрудничество по всем направлениям».
На первый взгляд кажется, что все именно так. Однако в «информационно-санкционном угаре» никто не вспомнил о том, что еще до прекращения полетов шаттлов в США много говорили о необходимости замены «челноков» новыми американскими пилотируемыми космическими кораблями. И, кстати, основным аргументом тогда также была необходимость отказа от услуг России в сфере доставки на МКС астронавтов. Так что этот тезис далеко не нов. Просто в нынешней ситуации он обрел новое, актуальное звучание.
На чем полетят?
Создавать новый американский пилотируемый корабль будут компании «Боинг» и «Спейс-икс». Они не новички в этом деле и разрабатывают новые пилотируемые корабли уже не первый год. «Боинг» совместно с партнерами занимается созданием аппарата, получившего название CST-100, а «Спейс-икс» на базе своего грузового корабля «Дрэгон», успешно совершившего несколько полетов к МКС, планирует построить пилотируемую капсулу. При этом CST-100 будет использовать в качестве носителя ракету «Атлас-5» компании «Локхид-Мартин», а «Дрэгон» выводится на орбиту с помощью ракеты «Фэлкон-9», разработанной специалистами самой «Спейс-икс». По словам руководителя программы НАСА по созданию коммерческими компаниями космических кораблей Кэти Лудерс, на эти цели «Боинг» получит 4,2 млрд долларов, а «Спейс-икс» — 2,6 млрд долларов.
Не было счастья, да несчастье помогло
Это выражение как нельзя лучше характеризует ситуацию, сложившуюся в сфере пилотируемых космических полетов в США. Дело в том, что, несмотря на постоянные заявления руководства НАСА о необходимости создания новых пилотируемых космических кораблей, которые заменили бы ушедшие на покой шаттлы, средства на эти цели выделялись правительством крайне скудно. Причиной тому является, не первый год проводимая в США в целях сокращения дефицита федерального бюджета, политика экономии государственных средств.
Теперь, несмотря на отсутствие с российской стороны (за исключением одиозных заявлений вице-премьера Дмитрия Рогозина о батуте) каких бы то ни было угроз прекратить доставку на орбиту и обратно американских астронавтов, у НАСА появился отличный рычаг давления на правительство. Да и многие сенаторы и конгрессмены в США с радостью эксплуатируют эту тему, упрекая администрацию президента Барака Обамы в нежелании финансировать столь важное направление.
При этом ни специалисты НАСА, ни их российские коллеги не хотят даже слышать о прекращении сотрудничества.
Так, директор программ пилотируемых космических полетов НАСА в России Шон Фуллер заявил ранее о том, что США рассчитывают на продолжение сотрудничества с Россией по программе МКС в течение длительного времени. «Мы создали замечательную лабораторию на орбите и надеемся, что использование ее возможностей будет доступно и после 2020 года, чтобы получить лучшие результаты и продвигаться дальше в исследовании космического пространства и отработке новых технологий», — отметил Фуллер в одном из интервью.
Помощник директора НАСА Уильям Герстенмайер заявил журналистам о том, что власти США решили продлить участие в проекте МКС как минимум до 2024 года. А в случае необходимости США и Россия смогут поддерживать работу станции без участия других стран. «Мы привержены своим планам продолжения исследований», — сказал Герстенмайер. Он добавил также, что американское космическое ведомство забронировало для своих астронавтов места на российских «Союзах» на три года вперед — до 2017 года.
Весьма лаконичен, но от того не менее убедителен был руководитель полета российского сегмента МКС Владимир Соловьев. Отвечая на вопрос журналистов о том, отразилось ли охлаждение в отношениях между Россией и США на сотрудничестве в космосе, он сказал: «Абсолютно никак не сказалось». «Какие могут быть санкции, когда МКС — это международный проект, в котором все завязаны друг на друга? Российская сторона осуществляет транспортное обеспечение станции», — подчеркнул он.
Международный проект
Сейчас можно говорить о том, что МКС — это идеальная модель построения человеческих и межгосударственных отношений, к которой должно стремиться человечество. Как рассказал в свое время автору этих строк российский космонавт Олег Котов, российские космонавты и астронавты космических агентств других стран, которые должны полететь на МКС, «проходят единую программу подготовки», которая «учитывает то, какие знания и навыки космонавты и астронавты получили в своих национальных космических агентствах». Это «позволило сократить время подготовки экипажей к полету до двух с половиной лет», в то время как «раньше, когда не было общей программы, на подготовку уходило четыре года». По словам Котова, после увеличения экипажа МКС до шести человек, у космонавтов и астронавтов, которые раньше были «универсалами», наметилась некая специализация. «Сейчас кто-то лучше подготовлен на внекорабельную деятельность, кто-то на робототехнику, кто-то на медицинские эксперименты», — добавил космонавт.
Отвечая на вопрос о взаимоотношениях, Котов сказал, что астронавты и космонавты всегда поддерживают друг с другом хорошие отношения. «С кем-то мы остаемся друзьями, с кем-то только коллегами, ведь невозможно дружить со всеми», — отметил он. При этом космонавт категорически отверг возможность ссоры между членами экипажа, особенно на орбите. «Мы и сами учимся, и нас специально учат тому, что просто нельзя портить настроение себе и другому», — сказал Котов. «Ведь во время работы на МКС нельзя уйти куда-то для того, чтобы отвлечься и остыть. Все равно продолжаешь жить и работать в одном и том же объеме, работать с этим человеком, поэтому проще избегать конфликтов, чем их потом преодолевать», — подчеркнул космонавт.
Программа МКС была начата 15 лет назад космическими ведомствами США, России, Западной Европы, Японии и Канады. Сейчас в ней принимают участие уже более 80 государств.
Как заявил еще в начале нынешнего года первый заместитель госсекретаря Уильям Бернс, «МКС остается главной космической площадкой для глобальных исследований и технического развития».
Очевидно, что государства, как бы ни складывались между ними сиюминутные отношения, всегда предпочитают не хлопать дверью, а оставлять ее приоткрытой, потому что глобальный мир не терпит изоляции. Тем более, когда речь идет о покорении космоса, а значит о далеком будущем.