…и переходит к коммерциализации. А где не выгодно – скукоживается...
В День космонавтики принято радоваться и предаваться мечтам о её дальнейшем расцвете. Психологически оно понятно: этот день навсегда будет пропитан запахом и вкусом русского апреля, а в апрель хочется и глубоко дышать, и предаваться оптимистичным планам на будущее.
Романтика, в общем. Как и вся, казалось с 1961 года, советская-российская космонавтика.
Впрочем, как раз в России последние четверть века космонавтика дышит не апрелем, а, скорее, октябрём. То есть ещё дышит, а не прячет нос в воротник, как в декабре, - но декабрь уже близок и неотступен. И это ощущение неумолимо.
Мы всё сократим. Но это ни на что не повлияет…
Судя по настроениям в космической отрасли, нынешний День космонавтики уже может одеваться в зимнее. И популярный фильм "Время первых" здесь ничего не меняет: он ностальгически обращается к тем самым первым, которые могли, казалось, всё – и в кратчайшие сроки. Зато сегодня сам глава "Роскосмоса" Игорь Комаров – наименее, казалось бы, заинтересованное лицо – радостно одобряет решение сократить русский экипаж на МКС с трёх до двух человек: "Это абсолютно правильное решение. И, по-хорошему, его надо было принимать еще раньше. Потому что много нареканий связано с загрузкой МКС, с обеспечением программы экспериментов, с их эффективностью".
Правда, проговаривается тут же: "Благодаря этому мы можем решить многие вопросы: с одной стороны, финансовые, а с другой — закрытие проблем РКК "Энергия" по взаимоотношениям с компанией "Боинг" и другие". И ответственно заявляет: "Я могу точно и ответственно сказать, что сокращение с трех до двух человек на МКС российского экипажа не повлияет на ведение экспериментов".
Позиция понятная и прекрасно коррелирует с мнением вице-премьера Дмитрия Рогозина, который высказался недавно в том смысле, что не понимает, какие ведутся эксперименты на МКС и зачем оные нужны. Только ведь эксперимент – это всего лишь верхушка научного айсберга. А в теле его – цели исследования, для которого эксперименты проводятся, и финансирование этого исследования. И ясно, что когда ни целей, ни финансирования нет, становятся лишними и эксперименты, и экспериментаторы.
Непонятно только, почему лишь одним космонавтом ограничились. Сняли бы сразу трёх – и ещё облегчили бы себе "решение проблем" с "Боингом". Там же проблема, если коротко, коммерческая. На проект "Морской старт" (с самого начала, как и предупреждали специалисты, бессмысленный и с технической, и с коммерческой точки зрения) взяли кредитов под гарантии "Боинга". А когда проект закономерно подошёл к банкротству, то "Боинг", со своими 40% участия имеющая право делать почто что хочет, из него вышла. Сама расплатилась с кредиторами, а затем предъявила счёт в том числе и РКК "Энергия". Там отдавать денег не захотели. Затем благополучно проиграли "Боингу" суд – и повесили эту проблему своего эффективного менеджмента на государство.
И вот теперь "Роскосмос", которого нет ни среди акционеров, ни среди управляющих структур "Энергии", с чего-то так озабочен её проблемами, что аж экипаж МКС сокращает, чтобы деньги России американской корпорации "Боинг" вернуть.
Завязываем с космической романтикой, ребята! Наступило время коммерциализации!
Знал бы создатель ОКБ-1, ставшего ныне "Энергией", Главный конструктор из того самого времени Первых Сергей Королёв, во что превратится и какому занимательному менеджменту будет предаваться его детище…
"Эффективный менеджмент" в космических просторах
Вообще, российский "эффективный менеджмент" в исполнении тех, кто получал образование в 90-х годах поразительно освоил искусство сокращая финансирование ничего не терять.
Вот, например, по докладу того же Игоря Комарова, финансирование федеральной целевой программы развития космодромов сократилась до 500 миллиардов рублей. Как обычно, в результате того, что "мы серьёзно оптимизировали расходы". При этом глава космодрома Восточный Игорь Светлов заверил, что сокращение финансирования не повлияет на темпы строительства и сроки сдачи стартового комплекса "Ангара".
Дальше остаётся только сравнить. Время Первых от начала строительства до первого пуска с Байконура составило чуть больше двух лет – с 12 февраля 1955 года по 15 мая 1957 года. Эффективные менеджеры превзошли предков почти в пять раз! - на такой же этап им потребовалось больше 9 лет: с 6 ноября 2007 года по 28 апреля 2016 года. Подумать страшно, как же они рванут вперёд и вверх после "оптимизации расходов"…
На всякий случай можно запомнить: ввести вторую очередь космодрома в эксплуатацию намечено в 2021 году.
Схемы эффективного менеджмента вовсю осваивают в нашей космонавтике и дальше. Например, тот же Роскосмос, как объявил заместитель генерального директора АО "Российские космические системы" Евгений Нестеров, планирует создать единую организацию для экспериментов на МКС. Оказалось, что этим экспериментам не хватало только "единого оператора по проведению экспериментов на МКС, который был бы "одним окном", - как выразился Нестеров. И цель сформулировал внятно, эффективно, по-менеджерски: "Чтобы любой желающий пришёл и такой эксперимент заказал бы на коммерческой основе или через ведомственный заказ".
Алло, академик Фортов! Вы ещё не забыли о создании наноматериалов и необычайных покрытий с помощью пылевой плазмы? Милости просим – заплатите и приходите! Да зачем академик? – любые гопники приходите. В "едином окне" вам помогут – лишь бы деньги у вас были!
Нет, надо отдать должное: космонавтика – такая же часть народно хозяйства и так же томится от уныло-бездарной экономической политики нашего либерального правительства, как и все. Ну, разве что кроме "Роснано", руководителю которой Анатолию Чубайсу дозволяются разные мелкие и крупные чудеса. Вплоть до убытков в 17,4 млрд. рублей и с повышением в 13 раз за год. Тут в поисках денег и к бандитам обратишься. Однако и ссылаться на США менеджеру высшего звена космической корпорации в вопросах коммерции – выглядит, мягко говоря, странно.
"Американцы уже коммерциализировали это направление, нам грех этим не заниматься, поэтому мы сейчас ведем планомерную работу, чтобы оформить это как проект", - заявил Нестеров, как-то забыв, что американцы много чего коммерциализировали, и у них действительно есть частные заказчики на космические проекты. Но в России-то их нет! Они и в Америке-то – условно частные, а у нас и таких нет. Наши заказчики – сплошь государственные: оборонка, "Росгидромет", связь, наука, сами космические структуры. Разве что их приватизировать?
Не назначить ли нам Чубайса на "Роскосмос"?
Наши конкуренты
И что – неужто о перспективах отечественной космонавтики можно забыть?
Не совсем. Можно ещё погоняться за китайцами. Они как раз планируют две миссии на Марс, со стартом уже в 2020 году. Кроме того, один из зондов должен будет взять пробы грунта у какого-нибудь астероида. "Они идут по тому пути, по которому шёл СССР в 1960-х годах, пока были технологии. Станция у них уже есть, ставят там эксперименты", - отметил профессор РАН, завлаб в Институте космических исследований РАН Александр Лутовинов. Это его, кстати, идея, что космическая гонка в XXI веке будет развиваться, скорее, между Россией и Китаем, нежели между Россией и США.
Только не надо думать, что профессор – безудержный оптимист. Просто Америку нет смысла упоминать. И отнюдь не по причине того, что она останется далеко сзади…
Да и с чего бы? Ведь основной своей целью на ближайшие 10 – 15 лет "Роскосмос" назвал отправление автоматических станций к Луне. Как сказал Евгений Нестеров на пресс-конференции в Москве накануне 12 апреля, задачами будет "исследование минералов, грунта и решение технологических вопросов, то есть отработка технологий автономного пребывания человека вне орбиты Земли". "Сегодня человек на орбите – условно автономен, - пояснил он. - Мы всё время доставляем ему ресурсы, и он все время остается с нами на связи".
Менеджер не пояснил, правда, каким образом уже давно известные лунные минералы и грунт помогут наделить человека на орбите самостоятельностью от Земли. Он, правда, намекал далее на создание на Луне "обитаемой базы и полигона". Но вот зачем – на этот вопрос нет ответа. Экспериментами мы, как сказано, и трёх космонавтов на МКС занять не можем – нечем, всё проверили. А чем им на Луне заниматься? Полигон для чего там нужен? На звёзды смотреть, планеты? Так для этого опять же космических телескопов достаточно, да станций межпланетных. Кстати, - почти сплошь американских.
Так что, похоже, у эффективных менеджеров сегодняшней космонавтики есть один ответ на приближение отрасли к своему "декабрю". И Евгений Нестеров сформулировал его самым изящным образом: "Сегодня в космической программе запланирован полет на Луну, а дальше - время покажет"…