21 ноября, четверг

Россия против ИГИЛ: конец однополярности

10 февраля 2015 / 14:14
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве России

Глава Центра политического анализа, историк Павел Данилин полагает, что с 30 сентября в мире снова два полюса, и от этого, он, безусловно, станет устойчивее.

С момента гибели СССР и победы США в холодной войне минуло почти четверть века. Все эти 24 года с 25 декабря 1991 года по 30 сентября 2015 на Земле был единственный гегемон, способный подтвердить свое мировое лидерство вооруженными силами. С сегодняшнего дня в мире снова два полюса. От этого, он, безусловно, станет устойчивее.

Действия России против ИГИЛ (деятельность т.н. «Исламского государства» запрещена на территории РФ) — это первое неамериканское вмешательство в защиту национальных интересов за пределами границ своего государства и государств-соседей. До этого 25 лет ни одно подобное действие — не одобренное и не управляемое Соединенными Штатами — было бы невозможным. В Ливии европейцы свергали Каддаффи под руководством Вашингтона. Сербию бомбили силы НАТО, в Афганистан вторгались международные войска под знаменем США, Ирак разрушала проамериканская коалиция…

Москва все это время наводила порядок внутри страны и на своих границах. Внутри страны с трудом удалось урегулировать чеченский конфликт и шире — провести умиротворение на Кавказе. Не дала рухнуть Таджикистану, вытащив его из кровавого гражданского конфликта, и став на пути агрессии моджахедов, а затем — талибов. Не дала скатиться в геноцид армянам и азербайджанцам. В Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии принудила к миру горячие головы. Все это были логичные действия в зоне жизненных интересов. Так же, как поддержка антиталибской коалиции в Афганистане на первом этапе, а затем выдавливание американских баз из Узбекистана и Киргизии.

Ситуация на Украине, где Москва обеспечила право русского населения Крыма на самоопределение, в результате чего полуостров вошел в состав России, по сути дела ничем не отличалась от описанных выше ситуаций. Риск потерять Крым и базу в Севастополе был настолько высоким, что действия российского руководства не вызывали удивления. Все было абсолютно логично. Украина — зона влияния России, зона премиальных, жизненно важных интересов нашей страны, и тот факт, что на эту территорию влезли поляки, евробюрократы и американцы, конечно же, не мог не настораживать. Фактически на нашем заднем дворе соседи разместили собственную помойку, причем нас же заставляли платить за право наслаждаться ее вонью. Это было и обидно и несправедливо. А главное — несло прямую угрозу безопасности нашей страны. Тем не менее, повторюсь, даже жесткие действия Москвы на Украине были встречены мировым сообществом, хоть и с очевидным неодобрением, но с пониманием. Москва была вправе реагировать на то, что происходит у нее под носом.

Вопрос санкций, следует признать откровенно, к Крыму и ЛДНР никакого отношения не имеет. Не было бы Крыма — придумали бы что-нибудь еще. Не зря же облака стали сгущаться над нашими головами еще в 2013, когда ни Крыма, ни Донецка как проблемы не было. А вот Сирия тогда уже была. События там начались в рамках «Арабской весны», полыхавшей с декабря 2010 года. В Дамаске все началось в январе 2011-го. Причем, страны Европы и США сразу же выступили на стороне боевиков и путчистов. А в ноябре 2012 года Евросоюз официально объявил о признании боевиков и террористов «законными представителями чаяний сирийского народа». Правда, менее, чем через год западные лидеры убедились, что вскормили в очередной раз (после талибов) монстра — в Сирии вовсю воевали боевики, создавшие ИГИЛ. Собственно, оформление Исламского государства Ирака и Леванта как раз и произошло в ходе сирийского конфликта.

Запад испугался, но от своей маниакальной идее по свержению легитимного руководства Сирии не отказался. Возможно, США даже применили бы силу. Тем не менее, на пути очередного смещения неугодных Пентагону властей стоял… российский флот. Именно наличие российских военных кораблей, которые охраняли сирийское побережье и единственную внешнюю базу ВМФ, не дало США пуститься во все тяжкие. А там и наступила великолепная дипломатическая победа Путина, добившегося в сентябре 2013 года урегулирования ситуации вокруг Сирии через отказ Башара Асада от химического оружия. Обама тогда был очень зол. А нам было решено отомстить. Так что, отнюдь не Украина стала спусковым крючком, и даже не наши победы на Олимпиаде.

Сегодня ситуация вновь радикально изменилась. На Генассамблее ООН Путин завершил серию переговоров с участниками сирийского конфликта. Встреча с Бараком Обамой также, похоже, дала возможность установить взаимопонимание по будущему этого региона. По крайней мере по тому, что будущего не должно быть у ИГИЛ. Между Москвой и Пентагоном налажены тесные рабочие контакты. На местах курируют американскую силовую операцию из Багдада, где недавно побывали наши переговорщики. Наши военные также посетили Израиль, Саудовскую Аравию, Ливан, Иорданию. Что же до контактов высшего руководства, то президент России Владимир Путин провел целую серию переговоров в августе-сентябре с лидерами следующих стран: Саудовская Аравия (дважды по телефону и один раз очно), Иордания, Египет, Китай, Израиль, Палестина, Турция, Иран.

После переговоров Путина с Обамой Госсекретарь США Джон Керри заявил, что США больше не требуют немедленного отстранения от власти Башара Асада.

А 30 сентября Совет Федерации дал разрешение на применение войск за рубежом. Через несколько минут после этого в воздух поднялись самолеты ВВС России, которые разбомбили командные пункты ИГИЛ. Собственно, эта дата — 30 сентября 2015 года — знаменует конец однополярного мира. Сколько полюсов будет у него в ближайшем будущем, неясно, но то, что США больше не единоличный гегемон, обладающий монополией на применение силы для защиты своих национальных интересов — это доказанный факт.

Что крайне позитивно и для разрешения украинской проблемы. Киев стремительно теряет поддержку хозяев. И это в очередной раз говорит о том, что Россия может добиться своих целей по обеспечению безопасности и национальных интересов на территории западного соседа мирными средствами во вполне различимой перспективе.


тэги
читайте также