Кандидат искусствоведения, доцент Департамента интегрированных коммуникаций (Факультет коммуникаций, медиа и дизайна) НИУ ВШЭ Павел Родькин о книге Этана Цукермана «Новые соединения», недавно изданной на русском языке.
Светлое цифровое завтра, новый приветливый мир сетевых и медиатехнологий, где старые статусы перестанут, наконец, иметь значение, модернизированный мир инноваций, мир колоссальных возможностей, которое дарует бесклассовое цифровое общество активно пропагандируется в популярной литературе. В этом ряду можно поставить книги Джона Маеды1, Виктора Майер-Шенбергера и Кеннета Кукьера2, Эрика Шмидта и Джареда Коэна3 и др. Исследование директора Центра по изучению гражданских медиа при Массачусетском технологическом институтом (MIT) Этана Цукермана «Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникативную эпоху» продолжает и развивает идею о том, что перераспределение информации на самом деле приводит к решению проблем реального капитализма в его неолиберальной версии.
Общей чертой подобной литературы является попытка сформулировать и легитимировать для общества его собственную смерть, обосновать ее, выстроить позитивный «бренд», а по возможности придать деструктивным процессам ускорение. Именно в этом и заключается смысл борьбы с «архаикой» и традиционным обществом.
Понять и правдиво описать изменения общественных отношений и социально-экономических формаций можно используя методологию марксизма, но такой подход в капиталистическом обществе не подходит по идеологическим причинам, кроме того марксизм обнажает реальность и ее субъекты власти, когда как современным идеологам нового общества ее нужно замаскировать. Впрочем, не годится и проверенный современностью постмодернизм, с его сумбурностью и двусмысленностью. Элитных идеологов вроде Хайека, Поппера, Тоффлера, Фукуямы или даже Жижека современное общество и креативный класс понимать уже не в состоянии. Потребителям коммерческой пропаганды требуются предельно упрощенные, но яркие и позитивные бренды. Иными словами, современным Ост-Индским компаниям для легитимации своей деятельности больше не нужны Мальтусы. С аудиторией необходимо говорить на одном языке (по возможности снижая уровень самой аудитории), законов маркетинга и политической коммуникации никто не отменял.
«Мир унаследуют взаимосвязанные» — возвещает Цукерман. Взаимосвязанность заменяет термин «глобализация», успевший наполниться негативными коннотациями; в реальности глобализация устанавливает корпоративный монополизм и культурное единообразие. Взаимосвязанность должна принести в повседневную жизнь на самых разных уровнях разнообразие, поощряющие ксенофилов. Как успокаивает Цукерман: «Если вы обнаружили, что ваш круг общения весьма однороден — в этническом, гендерном и территориальном планах, это вовсе не означает, что вы расист, сексист или националист»4. Интересно, что и на уровне аргументов и даже интонационно книга о многом повторяет язык покорности изменениям современных хипстеров и атлантов в литературной утопии Дейва Эггерса «Сфера».
Слабым местом идеологов информационного капитализма по-прежнему остаются стандартные мантры о том, что цифровая открытость кардинальным образом повлияет на международную политику. Не оригинален в этом отношении и Цукерман: «Прозрачность, обеспечиваемая коммуникациями, все больше осложняет ведение войны, привлекая к событиям пристальное международное внимание, с чем уже столкнулись Америка в Абу-Грейб и Израиль в секторе Газа»5. В схожем ключе размышляют в книге «Новый цифровой мир» Шмидт и Коэн: «На будущие конфликты повлияют еще две четкие и в целом позитивные тенденции, ставшие следствием широкого доступа к мобильной связи и интернету. Во-первых, коллективная мудрость виртуального сообщества, во-вторых, невозможность полного удаления данных, которые могут использоваться в качестве доказательств (мы уже обсуждали это), ведь из-за этого тем, кто виновен в насильственных действиях, труднее отрицать свои преступления или преуменьшать их масштаб»6. Подобные самоувещевания вдвойне смешно читать на фоне происходящего в Сирии, когда все зверские убийства фиксируются на камеру и распространяются в качестве публичного медиа жеста и актуального сетевого контента.
Рекламный образ нового цифрового общества действует на лишенного социального знания и не способного сопоставить причины и последствия общества точно также как в свое время советское общество манила витрина западного потребления. Нас хотят уверить в том, что социальная деструктивность в современном мире — веселый карнавал. Общество не должно понимать сути изменений: люди лишенные постоянной работы (прекариат Стендинга) люди, которые никогда не смогут приобрести собственность должны верить, что новые виртуальные статусы автоматически решать проблемы социального отчуждения и сделают их востребованными.
В будущем, в которое нас заманивают современные коммуникационные технологии, мы увидим массу бездомных, нищих людей, счастливо бродящих по благоустроенным улицам и высокотехнологическим производствам в поисках пропитания. Таков реальный образ цифрового космополитизма в коммуникативную эпоху, который не вписывается в бренд нового цифрового мира. О негативных сторонах новой реальности, собственно, и не пишет Этан Цукерман, ведь любой критический анализ действительности, все еще угрожает существованию системы либерального капитализма.
[1]Маеда Д. Редизайн лидерства. Руководитель как творец, инженер, ученый и человек. М.: Альпина Паблишер, 2012. — 103 с.
[2] Майер-Шенбергер В., Кукьер К. Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 240 с.
[3] Шмидт Э., Коэн Д. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государства. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 368 с.
[4] Цукерман Э. Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникативную эпоху. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. С. 89.
[5] Цукерман Э. Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникативную эпоху. С. 297.
[6] Шмидт Э., Коэн Д. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государства. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. С. 222.