27 ноября, воскресенье

О проблеме регулирования криптовалют в России

03 марта 2022 / 00:33
экономический аналитик

Экономист Эдуард Семенов о том, как следует организовать контроль над криптовалютой в РФ.

Сложившаяся ситуация в мире по вопросу существования криптовалют

Проблему регулирования криптовалютного рынка следует рассматривать в следующих контекстах:

1. Развитие рынка криптовалют как составной части инвестиционного рынка России;

2. Развитие новых (цифровых) технологий в России применительно к развитию криптовалют;

3. Противостояние Банка России и Минфина по вопросу самого существования оборота криптовалют в России, вплоть до их полного запрета.

В последние годы в мире обострилась проблема поиска новых рынков применения излишнего финансового капитала, который находится в руках западных бизнесменов. Имеющиеся инвестиционные инструменты широко предлагаются потенциальным инвесторам, однако теперь уже не вызывают у них привычного энтузиазма.

Решение предлагается в виде создания и предложения широкому кругу инвесторов новых инвестиционных инструментов и инвестиционных рынков, которые стабильно возникают и стремительно развиваются буквально в геометрической прогрессии.

Таких примеров имеется уже достаточно много.

К числу таких новых инвестиционных инструментов можно отнести и криптовалюты. Одной из причин ажиотажного интереса к криптовалютам как альтернативных валют  является, по мнению аналитиков, также уверенность инвесторов в том, что традиционные валюты уже давно стали объектом манипулирования со стороны правительств западных  стран.

Причины роста интереса к криптовалютам вызваны тем, что, по мнению экспертов из ведущих стран мира, технологии криптовалют и блокчейн можно рассматривать как важную составную часть будущей инфраструктуры экономики. Например, руководство США считает, что в таком случае США смогут сохранить лидирующую роль в развитии новых технологий.

Поэтому США продолжают прогресс в развитии федерального законодательства по регулированию криптовалют.

«Европейский Союз открыт для криптовалют, но при условии их регулирования», - заявила 18 февраля 2022 года министр внутренних дел ЕС И. Йоханссон на Мюнхенской конференции по безопасности.

Многие западные страны дают «зелёный свет» криптовалютам.

В Канаде криптовалюты не признаны законным платёжным средством, но могут быть использованы для оплаты товаров и услуг как онлайн, так и прямо в магазинах.

В Австралии криптовалюты совершенно законны, и эта страна демонстрирует самый большой настоящий прогресс во внедрении регулирования криптовалют.

Но в Китае криптовалюты не разрешены как законные платёжные средства, и страна имеет репутацию самого жёсткого регулирования криптовалют. Однако, в соответствии с поправками к китайскому Гражданскому кодексу 2020 года криптовалюты получили статус собственности при наследовании.

 

Позиция Банка России по регулированию криптовалют

В России вопрос внедрения, легализации и регулирования криптовалют пока окончательно не решён и пока, к счастью, является дискуссионным.

Банк России 20 января 2022 года опубликовал документ под названием «Криптовалюты: тренды, риски, меры. Доклад для общественных консультаций». Предметом его рассмотрения являются криптовалюты (необеспеченные криптовалюты и стейблкойны) – цифровые валюты в соответствии с российским законодательством, а также цифровые финансовые активы, которые могут использоваться в иностранной юрисдикции для платежей (денежные суррогаты).

Банком России подробно рассмотрены риски, которые создает распространение криптовалют для граждан, финансовой стабильности и экономической безопасности.

Документ анализирует природу криптовалют и тенденции на этом рынке, оценивает уровень вовлеченности российских граждан в криптовалютный рынок. Кроме того, в докладе приведены примеры международного опыта регулирования криптовалют.

Вся идея «Доклада» заключается в выводе об опасности криптовалют и поэтому предлагается тотально запретить их в России.

 

Критика доклада Банка России

Доклад Банка России не заслуживает ничего, кроме разгромной критики.

Несмотря на его переполненность статистическими данными и информацией, а также глубокомысленными выводами, сам доклад не имеет профессиональной ценности, потому что лишён логической последовательности и компетентных выводов.

Его основная идея - «хватать и не пущать!». Никаких внятных идей доклад не содержит.

Например, Банк России перечислил риски, связанные с криптовалютами:

  • Угроза для благосостояния граждан
  • Угроза для финансовой стабильности экономики России
  • Угроза, связанная с нелегальной деятельностью
  • Риски негативного влияния майнинга наиболее распространенных криптовалют на смежные рынки и окружающую среду

Однако не было изложено, в чём собственно, состоит угроза стабильности монополии рубля на внутреннем рынке со стороны криптовалют, хотя Банк России придерживается такой политики, в частности, политикой дедолларизации.

Все перечисленные аргументы против криптовалют, изложенные Банком России как риски, давным-давно известны и могут быть применены к любому виду финансово-экономической деятельности (кредитно-банковская, торговая, online-торговля, операции с ценными бумагами, операции с банковскими картами, биржевые операции, юридические (нотариальные) услуги и т.д. Риски обмана клиентов, потери ими вложенных средств существуют всегда и везде.

Уже невозможно скрывать от общественности неспособность Банка России выполнять роль финансового регулятора в объёме, необходимом с точки зрения интересов экономики. Очевидны хронические провалы России в создании собственного мощного инвестиционного рынка, что выражается в отсутствии в последние годы операций IPO, неготовность Банка России организовать ICO цифровых компаний, проведение IPO российских компаний преимущественно на западных биржах и многое другое.

Банк России не желает применять положительный и богатый опыт Запада возмещения гигантских средств, потерянных инвесторами. Речь идёт о программе «количественного смягчения», когда с 2009 года и по сей день правительство США возместило и продолжает возмещать американским инвесторам их убытки в результате кризисов на фондовых рынках путём выкупа так называемых «токсичных активов».

Инвестиционные риски неизбежны, потому что это – сфера деятельности биржевых спекулянтов (бум dotcom-компаний в 1990-е годы) с последующим его падением с 2000 года. Но это – закон и природа рынка.

Ссылки Банка России на запрет криптовалют в Китае неуместны. Китай – это авторитарная страна. Вопросы и интересы экономики там нередко приносятся в жертву политической целесообразности. Китай успел пережить расцвет фондового рынка, когда власти буквально призывали китайцев инвестировать в ценные бумаги, представляя это как гражданский и партийный долг. А затем наступило падение фондового рынка Китая, которое открыло глаза китайскому руководству на нестабильность и риски, связанные с инвестициями в акции.

В 2021 году по решению руководства Компартии Китая началась кампания ограничения автономности и излишней, по мнению властей, самостоятельности китайских бизнесменов и олигархов. В 2021 году компании Alibaba было запрещено проводить IPO своей дочерней компании Ant Group не только в США, но даже в самом Китае.

 

Позиция Минфина и Минцифры по регулированию криптовалют

Министерство финансов РФ не вступает в открытую полемику с Банком России. Его ответом можно считать опубликованный 8 февраля 2022 года документ под названием «Концепция законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют».

Минфин предложил концепцию регуляторно-ограничительного режима, а не полного запрета. Полный запрет невозможен и повлечет за собой уход в теневой рынок. Минфин выступает за регулирование, а не запрет криптовалют, хоть и с существенными ограничениями: операции должны проводиться через банки, клиентов следует идентифицировать, а информацию о сделках — предоставлять госорганам. Иностранные биржи должны работать в России только при открытии своего представительства.

Очевиден скрытый смысл документа – под видом серьёзного анализа пробить идею легализации криптовалют. И такая попытка достойна поддержки.

Сообщается, что правительство уже утвердило концепцию Минфина по регулированию оборота криптовалют в России.

Таким образом, похоже, что власти решили судьбу криптовалют в России. Уточняется, что до 18 февраля 2022 года Минфин вместе с Банком России подготовит законопроект о регулировании криптоактивов. В правительстве заявили, что это станет «прорывом для России».

Министерство цифрового развития также присоединилось к мнению Минфина.

Предложения Минфина поддержал Росфинмониторинг.

24 февраля 2022 на встрече Путина с бизнесменами руководитель РСПП А.Шохин поддержал введение криптовалют и необходимости их регулирования, сказав: «Еще одно направление минимизации внешних финансовых рисков и одновременно это направление развития - это введение эффективного регулирования цифровых финансовых активов и криптовалют. По цифровым финансовым активам законодательство в принципе принято. Надо достаточно быстро ввести определенные налоговые режимы, которые создадут даже не стимулы, а снимут некоторые дискриминационные, по сути дела, условия функционирования этих активов по сравнению с другими видами финансовых активов,— добавил он. Что касается криптовалюты, то мы здесь поддерживаем взвешенную позицию Минфина и правительства и предлагаем не затягивать с формированием законодательной базы для легального развития данного сектора».

Вице-премьер Д. Чернышенко утвердил «дорожную карту» по криптовалютам. Она предусматривает их регулирование, а не запрет, идентификацию клиентов, ответственность за нарушения и возможное «приземление» криптоплощадок в России. Карта рассчитана на период до конца 2022 года.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ поддерживает и разделяет позицию о необходимости реагировать на риски, связанные с использованием криптовалют для финансирования противоправной деятельности и формирования финансовых пирамид, а также риски, связанные с мошенничеством в этой сфере. Вместе с тем, индустрия блокчейн-решений, используемых для выпуска и обращения криптовалют, является одной из самых быстрорастущих в экономике России.

В связи с этим Минцифры предлагает сформировать необходимые меры по государственному регулированию рынка выпуска и обращения криптовалют, обеспечению его прозрачности и снижению существующих рисков для добросовестных инвесторов в криптовалюты.

«Эту работу необходимо проводить в рамках утверждённой правительством дорожной карты в самые короткие сроки».

Однако, как сообщается, 18 февраля 2022 г. Банк России подготовил законопроект о запрете выпуска и оборота криптовалют в России. По данным источника на финансовом рынке, законопроект уже направлен в Минфин. Законопроект предполагает запрет на организацию выпуска и обращения частной цифровой валюты в РФ, ее рекламирование, а также вводят штрафы для физических и юридических лиц в случае нарушения этих требований.

 

Критика Концепции Минфина

Недостатком Концепции является:

1. Излишняя детализированность мероприятий, явно неуместная в таком программном документе, как концепция. Ведь следует учитывать то обстоятельство, что рынок криптовалют находится в стадии формирования и ему предстоит столкнуться со многими изменениями;

2. Не указаны субъекты (органы) регулирования. Например, в США это - Securities and Exchange Commission (the “SEC”), the Commodity Futures Trading Commission (the “CFTC”), the Federal Trade Commission and the Department of the Treasury, the Internal Revenue Service (the “IRS”), the Office of the Comptroller of the Currency (the “OCC”) и Financial Crimes Enforcement Network (“FinCEN”);

3. Не предусмотрены возможность и варианты внесения изменений в порядок регулирования криптовалют по мере изменения их статуса как платёжного средства, как финансового актива, как имущества, как объекта наследования, как товара, как средства обращения, как ценной бумаги и т.п.

 

Особенности регулирования криптовалют за рубежом

В США криптовалюты, в целом, не считаются законным платёжным средством. Регулирование криптовалют определяется каждым штатом США самостоятельно, поэтому между правилами регулирования имеются существенные различия. Это связано с различной трактовкой понятия «криптовалюта», экономическим смыслом и применением криптовалют.

Некоторые штаты стараются поддержать технологии, предоставляя криптовалютам очень комфортное регулирование, освобождая их от требований законов по регулированию ценных бумаг и денежных переводов. Эти штаты надеются привлечь инвестиции в эти технологии для стимулирования местной экономики и увеличения объёма услуг.

К примеру, Вайоминг законодательно разрешил создание крипто-банков, которые могут принимать и эмитировать криптовалюту. Этот штат имеет репутацию наиболее дружественного к криптовалютам в США.

Другой штат, Колорадо, принял закон, освобождающий криптовалюты от требований штата по регулированию операций с ценными бумагами.

Огайо стал первым штатом США, который принимает налоги в криптовалюте.

Оклахома приняла закон, позволяющий криптовалюты применять, предлагать к продаже, продавать, обменивать и принимать наравне с обычными деньгами.

С другой стороны, Айова разработала проект закона, который запретит структурам штата принимать платежи в форме криптовалюты.

Власти, как минимум, 10 других штатов, как Мэрилэнд и Гавайи, опубликовали предупреждения о рисках инвестиций в криптовалюты.

Штат Нью-Йорк, которые ранее напринимал весьма строгие законы, ослабил ограничения по криптовалютам в надежде привлечь криптокомпании, которые ранее покинули рынок Нью-Йорка.

По этой причине США разрабатывают федеральное законодательство по регулированию криптовалют. Но его создание пока задерживается по причине разночтений и различного понимания криптовалют уже между федеральными структурами США. Так, Financial Crimes Enforcement Network (FinCEN) не считает криптовалюты законным платёжным средством, но обмен криптовалют относит к виду денежных переводов, считая криптовалюты просто заменителем денег. Налоговая служба США - Internal Revenue Service (IRS) -  также не считает криптовалюты законным платёжным средством, определяет их как «цифровое представление стоимости, которая функционирует как средство обмена, денежная единица, средство накопления» и выпустило руководство по использованию криптовалют при уплате налогов.

Обмен криптовалют является законным в США и подпадает под регулирование законом Bank Secrecy Act. Комиссия США по рынкам и ценным бумагам - Securities and Exchange Commission (SEC) – считает криптовалюты ценными бумагами и применяет требования законов также к цифровым кошелькам и обмену. Напротив, Комиссия США по торговле товарными фьючерсами - Commodities Futures Trading Commission (CFTC) – занимает более дружественную позицию («как бы не навредить») и описывает биткойн как товар и разрешает осуществлять публичную торговлю криптовалютными деривативами.

Казначейство США подчёркивает срочную необходимость в регулировании криптовалют с целью борьбы с глобальной и внутренней криминальной деятельностью. К осени 2022 года ожидается введение в действие новых правил регулирования и требований к обменам криптовалют и криптокошелькам. Особое внимание будет обращаться на сделки более чем на $10000. Владельцам криптокошельков необходимо будет идентифицировать себя при отправке более $3000 за одну сделку.

Департамент юстиции продолжает координацию с SEC и CFTC по поводу будущих правил регулирования криптовалют для обеспечения более эффективной защиты инвесторов и оперативного регуляторного надзора. В 2021 году администрация Байдена обратила своё внимание на стейбкойны. В частности, обмен криптовалют будет рассматриваться как брокерская деятельность, и она должна соответствовать требованиям законодательства по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (AML/CFT) и сохранять информацию о совершённых сделках.

 

Проблемы регулирования оборота криптовалют и предложения

1. Следует заново определить задачи и цели регулирования с точки зрения экономики в сегодняшних условиях санкций и изолирования России от мировой экономики. Криптовалюты могут стать единственным эффективным способом оплаты новых западных технологий, которые в условиях санкций не могут быть легально проданы в Россию;

2. Следует пересмотреть прогноз развития российских криптовалют в связи с ситуацией на Украине и введением санкций против России;

3. Следует разрабатывать российские криптовалюты с точки зрения их конкуренции с зарубежными криптовалютами;

4. Следует разрабатывать российские криптовалюты с тесном взаимодействии с разрабатываемым сейчас цифровым рублём;

5. Следует отметить, что пока нет унифицированного понятия термина «криптовалюта». Часто применяют такое его толкование, как «виртуальная валюта», «цифровые активы», «цифровые токены», «криптоактивы» или просто «криптовалюта». Продолжается поиск более точного термина, особенно с отражением технологического содержания криптовалют, в целях разработки наиболее точного и эффективного регулирования. Ведь если рассматривать цифровые активы как ценные бумаги, тогда их эмитент должен регистрировать их у финансового регулятора или предлагать освободить их от требований по регистрации;

6. Проблема создания системы регулирования криптовалют состоит и в том, что и т.п. не имеют аналогов и прецедентов в российском праве по причине много лет существовавшей нерыночной экономики сначала СССР, затем - РФ;

7. Следует избегать излишних строгостей в регулировании криптовалют и сделать его максимально либеральным. Так, запретительные решения властей США в отношении выпуска криптовалют и привели к тому, что зарубежные эмитенты криптовалют теперь предпочитают исключать из числа эмитентов граждан США и избегают проводить сделки с участием граждан США;

8. В рамках разработки регулирования криптовалют тогда следует внести изменения и в законы, регулирующие денежное обращение и борьбу с отмыванием денег, в части криптовалют;

9. Вопросы налогообложения также должны стать предметом регулирования криптовалют в России. Например, в США налоговая служба () считает, что «виртуальная валюта», к которой она относит  и другие криптовалюты, должны облагаться налогами как собственность, а не как деньги. В расчёт также входит и срок владения криптовалютой – до года и больше года;

10. Надо решить проблему легальности майнинга криптовалют. Например, в ряде штатов США введено правило -  если владение криптовалютами является законным, то и майнинг криптовалют также будет законным. Если владение криптовалютой запрещено, то и майниг тоже запрещён;

11. Декларирование криптовалют: следует определить и предусмотреть возможные ограничения по криптовалютам, связанные с их декларированием при пересечении государственной границы. Сейчас в США разрабатывается закон, что тем, кто въезжает в США, необходимо заявить о том, владеют ли они криптовалютами;

12. В Гражданском кодексе РФ следует предусмотреть порядок наследования и  завещания криптовалют как имущественного актива, что сейчас также планируется в ряде зарубежных стран.


тэги
читайте также