Кандидат искусствоведения, доцент НИУ ВШЭ, эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций Павел Родькин объясняет, как ошиблись американские социологи, предсказав победу Клинтон.
Провал социологии на президентских выборах в США 2016 года вызвал шок не только у самих социологов, но и политического и медиа- классов. Результаты опросов и прогнозов оказались полностью ошибочными, победил Дональд Трамп. Ссылки на сбой работы индустрии опросов — смехотворны, та же социологическая машина в сфере потребления так не ошибалась. Речь идет о бунте масс, который не смогла вовремя для себя увидеть правящая элита.
Когда социолог становится на сторону одного из социальных объектов, как это сделал, например, Маркс по отношению к пролетариату, то получается мощное политическое учение, теория переходит в практику. Современная социология встала на сторону элиты, превратившись в элемент политической системы в форме социологической пропаганды. Социология занялась несвойственной ей политической функцией цензуры в форме игнорирования «неправильных» классовых интересов.
В научной части социология пала жертвой самообмана, без которого невозможно достичь требуемой искренности для обслуживания системы: современная социология и медиа в информационном капитализме опираются и воспроизводят друг друга в рамках единого идеологического заказа. Общество было спрятано за медийной симуляцией в виде креативного класса, который при Хилари Клинтон должен был заменить более или менее реальный средний класс. Медиа-репрезентация общества сама стала на место общества, и в этом отношении нет ничего удивительного, что значительная часть лояльного к Трампу общественного мнения, которую можно легко отследить в тех же социальных сетях, была просто в упор не замечена.
В прикладной части сбора и обработки статистики социология вообще была, пусть и не вполне сознательно, грубо обманута обществом: говорили одно, а действовали, т. е. голосовали — по-другому. Социологическо-медийная «картинка» не отразила и не могла отразить реальность. Впервые сработал простейший прием обмана социологического паноптизма, о котором стоит задуматься будущим теоретикам и тактикам революционной борьбы. Правда и система может раньше сделать необходимые выводы, что окончательно превратит социологию в репрессивную, полицейскую дисциплину.
Выборы в США 2016 года — это пощечина не социологии как таковой, а прежде всего политической системе власти, это прецедент неповиновения и социальной деструктивности с точки зрения системы. Социологический провал на выборах в США — вызов правящим классам, который потенциально может приобрести системный характер. Опасность для власти в информационном обществе заключается именно в любой классовой непрозрачности и неизмеряемости, вот в чем главный смысл провала социологии в Америке. Вывод об этом событии могут сделать обе стороны бунта.