На фоне геополитических бурь не грех вспомнить о глубоко внутренних делах, благо по мере становления автаркии, в русло которой куда устремилась судьба России, политическая жизнь нашей страны все больше и больше становится похожа на систему сообщающихся сосудов.
Разрозненные внутренние процессы становится более значимыми и связанными. Пока на западном фронте тлеет спецоперация, в Думе обсуждают пакет законопроектов о местном самоуправлении (МСУ), а в провинции зреют новые контуры муниципальной политики.
Хоть и парламент наш и не место для дискуссий, обозначилась некоторая интрига. КПРФ пытаются адвокатировать демократию и народовластие, блокируют поправки о недопустимости подчинения органов местного самоуправления властям региона и требуют расширения финансовой самостоятельности МСУ. Партия власти, напротив, занимает ожидаемо консервативную позицию, сливает эти поправки, мотивируя рисками потери управляемости. Вряд ли коммунистам удастся добиться декларируемого, да и укрепление вертикали власти уже двадцать лет как не новость, но, как я убедился на опыте Краснодарского края, где уже третий год живу, движения на уровне МСУ начались и коммунисты играют там важную роль. Съездив наблюдателем на выборы поселкового главы (кандидат Светлана Шевель, КПРФ, станица Передовая Отрадненского района), с приятным удивлением обнаружил, что политическая жизнь на низшем уровне идет и за ней интересно наблюдать. Но пока о том, что сверху.
В Думе балом рулят центристы, обсуждается несколько сотен поправок, что затуманивает общую картину, но не оставляющую сомнения, что общая линия на укрепление вертикали. Пара поправок вызвала негативную реакцию. Первая, что если кандидат на место руководителя местного самоуправления не наберет нужного числа голосов на выборах, на его место назначат не представителя местного самоуправления или депутата, как предполагалось в изначальном варианте, а назначенца от губернатора. Вторая: муниципальных депутатов могут лишать мандатов в случае пропуска двух заседаний подряд без уважительной причины.
Актуальный политический контекст
Важен политический фон, на котором это происходит: политическая реальность, в которой мы очутились после 24 февраля, предлагает новые опции. С одной стороны политический процесс механически купирован от либералов и их группы поддержки (креаклов). Они маргинализованы и выведены из полей не только принятия, но даже обсуждения решений. Свято место не бывает и на эту нишу претендуют и пламенные патриоты и те, кто если не поддержал спецоперацию, то не стал активно против нее выступать.
С другой стороны неизбежные экономические трансформации и события на западном фронте ставят перед государством и обществом новые вызовы. Даже не видя нового политического расклада, понятно, что центру власти нужен удобный оппонент, внятный субъект, с помощью которого она могла бы наладить обратную связь с народонаселением. В этой истории может интересно сыграть местное самоуправление.
Интуитивно понятно, что в артикуляции нового субъекта кристаллизующую роль могут не только силы, не выпавшие из политического поля, но безработные и ветераны. Этих людей будет целая армия и им понадобятся представительство и степени свободы. Глубже в регионах этот сюжет выглядит очевидным и рельефным.
В столицах, естественно, подобные истории могут казаться надуманными. Хотя пунктирными на самом деле стали старые, еще не кажущиеся химерами, элитные конвенции. Как бы то ни было, важно понимать, что МСУ (особенно среднего и нижнего уровня), если смотреть на этот институт политтехнологически, инструментально, едва ли не единственная ниша, где риски апроприации прозападной либеральной фрондой, а следовательно неконструктивной политизации, будут минимальны. И властям не стоит позволять своим недальновидным приспешникам удары по своему естественному союзнику и партнеру. Зря они так ощетинились, эти бездумные защитники президентской вертикали, возможно, мудрее было бы сказать «пас», а не работать на ужесточение.
Ситуация изменилась: уже не надо защищали вертикаль власти от остервенелых глобалистских нападок. На этом треке лишь левые и патриоты лелеют робкие ростки народовластия и стоит их поддержать ради нашего общего будущего.
Закат отечественного либерализма
Ретроспективно понятно, что в новейшей истории России взаимодействие МСУ и властей не выходили за конъюнктурные рамки политической возни. Местное самоуправление никогда не было реальным институтом. Противоборствующие стороны пользовались им лишь как инструментом. И это использование было глубоко внеположено и самоуправлению и народовластию, источником чего МСУ должно служить.
У либеральной альтернативы в этом смысле не меньше ответственности, чем на властях. Стоить вспомнить о начале нулевых, когда упрекая путинскую власть в эскалации авторитаризма, либералы защищали федерализм и оставшиеся элементы губернаторской вольницы, центристы им противостояли. Верить им совершенно не хотелось: несколькими годами раньше, в девяностые во времена «красного пояса» и губернаторов-коммунистов у этих господ настроения были иными. Да и вообще в нулевые и девяностые про МСУ вообще никто толком не вспоминал. Максимум на каких-то экспертных столах типа тех, что собирались в Институте экономики города.
Проиграв Кремлю в нулевые федерализм, либеральная фронда в десятые начала биться за МСУ путем защиты несистемных мэров крупных городов: Ройзман, Урлашов, имя им легион. Будь они хоть трижды упыри и уголовники! Из позитивного важно отметить поход в муниципальные советы, в результате которого в крупных городах появилось несколько неплохих общественников, борющихся с точечным строительством и за экологию. Неудивительно, что большинство из них тяготеют скорее к левым, чем к либералам. Но как бы там ни было, эта узкая прослойка вряд ли опасна власти, но может бить по мелкому и среднему чиновничеству. Чувствуя опасность со стороны МСУ, центристы продолжают махать и махать кулаками.
Такая бездумная политика серьезно подставляет президентскую власть. Зачистка низшего в общем-то зачаточного уровня реального местного самоуправления и низовых активистов, может спровоцировать управленческий кризис, дав почву для чиновничьего беспредела и бесконтрольной коррупции в духе Цапков. Это куда более серьезные риски для Кремля, чем проблемы у низового чиновничества, которое ни в коем случае не стоит оставлять в покое, напротив, за ним нужен глаз да глаз.
Ширнармассы и инструментализация
Широкие массы в последнее время, как показывают опросы, потянулись к президентской власти и важно не растерять это доверие в период экономической турбулентности, которую нашей стране придется пройти в ходе адаптации к санкциям. Бесконтрольный коррумпированный чиновник среднего пошиба не особо ценен власти сейчас. Им легко можно пожертвовать, разрешив лояльному власти народонаселению ударить по штабам. Сперва несильно, а потом по ситуации, благо исторический момент благоволит.
Но не будем разжигать, вернемся к истории местного самоуправления в России (что еще в конце ХХ века называли словом советы). В новой России она начиналась на вполне оптимистичной, хотя не без привкуса крови, ноте. Конституция 1993 года, будучи для ельцинских властей во многом вынужденным компромиссом с оппозицией, давала полномочия МСУ, отделяла их от органов государственной власти и гарантируя их автономию. Но крещендо не последовало, реализовать эту возможность путем финансовых гарантий в планах явно не было. Приключения местного самоуправления в новейшей России уложились в сюжет, когда власти находили способ, не позволить местному самоуправлению обрести субъектность, но получили удобный инструмент в региональных политических играх.
Можно выделить три фактора. Во-первых, создание адекватной той бурной политической ситуации отдушины для выпуска пара, чтобы энтропия не разнесла находящиеся в перманентном кризисе слабые институты власти. Во-вторых, МСУ использовались как удобный противовес региональным властям, управляемость которых была серьёзной проблемой для Кремля едва ли не до середины нулевых годов. Это, позволю повториться, актуально и сейчас. Для федералов это серьезный довод разглядеть потенциального союзника в МСУ. В-третьих, все эти игры не требовали никаких вложений. В девяностые государство легко позволяло себе не платить по социальным счетам, оправдываясь экономическими трудностями. Ответственность иезуитски переваливалась на региональные власти. Эта «разводка» двигала региональную политику с обострениями во время федеральных и региональных выборов.
В нулевые конструкция публичной власти в России была вертикализирована и кардинально перекроена. Федеральная власть взяла на себя обязательство платить по счетам, что заставило ограничить полномочия МСУ. Была проведена козаковская реформа, довольно хитроумно выстроившая по всей стране параллельную местному самоуправлению систему государственной власти. Формализированные рудименты самоуправления лишались полномочий, в то время как у государственных чиновников из нижних звеньев властной вертикали в руках оказалось и финансирование, и властные полномочия.
Эта система, оставляющая за местным самоуправлением лишь возможность контроля и привлечения внимания общественности к откровенным злоупотреблениям в сфере муниципального администрирования государственными структурами, очевидно показалась избыточно либеральной. Смысл новой реформы, который еще сильнее ограничивает МСУ, пока остается неясным и вызывает естественные опасения, что сделает и так довольно громоздкую систему администрирования на местах еще менее гибкой и не только усилит управленческие риски, но может спровоцировать разрыв властей к потянувшимся на фоне войны народонаселением.
Взгляд снизу
В прошлые выходные в качестве наблюдателя от КПРФ, я ездил в станицу Передовую, Отрадненский район в горном юго-восточном углу Краснодарского края на границе с Карачаево-Черкессию. Известная в Краснодаре блогерка («Аврора Кубани») Светлана Шевель участвовала в выборах главы сельского поселения. Познакомились мы с ней на первомайской демонстрации. Мне показалось симпатичным, что вместе тусуются представители нескольких левых организаций (РРП, Другая Россия, НСДР) и, более того, не чураются сотрудничества с КПРФ (обычно несистемные леваки от них дистанцируются) для того, чтобы почувствовать себя в низовой политике. Меня это заинтересовало, и я согласился быть наблюдателем.
Политическая жизнь в Передовой оказалась на удивление нескучной, местами даже драматичной. Станичники уже много лет находятся в серьезном конфликте с районной администрацией, которую уже двадцать лет возглавляет Андрей Волненко, про которого в Передовой недолюбливают, называют коррупционером и сравнивают с знаменитой кущевской бандой. Это попадало в прессу (ноябрь 2020, bfm.ru). Как к нему относятся в Отрадной и других станицах района, мне собственноручно разузнать в эту поездку не удалось.
Но в Передовой наблюдалось негативное отношение к районной администрации. Несмотря на все попытки районной власти посадить на пост главы станицы своего главу администрации, местные пишут жалобы, ездят в Краснодар и добиваются, чтобы в станице главой сидел местный. Неформальный лидер этого движения – депутат сельского поселения Геннадий Еременко. Человек с активной жизненной позицией и санитар местной больницы. Ему удалось сделать удивительную вещь: наладить связь с кубанским губернатором Вениамином Кондратьевым, подойдя к нему после церковной службы в станице Динской, где у Кондратьева дом. Еременко вызвал у Кондратьева доверие и личную симпатию, он регулярно ездит к нему на прием, рассказывая о том, что творится в Отрадненском районе.
Волненко это беспокоит, особенно после того, как Еременко удалось разоблачить аферу, когда в Передовой специально испортили родники. Ночью неизвестные сломали оборудование, вырубили деревья. Это было сделано, что чтобы провести в станицу централизованное водоснабжение, которое давало возможность близкой к районной администрации структуре освоить серьезные средства, однако, вместо привычной и любимой ключевой воды из горных источников, жителям поселка теперь приходится пить городскую, с привкусом хлорки. Но как бы то ни было, эта история – хорошая иллюстрация как с помощью МСУ и инициативников власти могут сопротивляться злоупотреблениями и через голову обращаться к вышестоящим уровням.
Чужаков в Передовой не хотят, т.к. справедливо опасаются, что в станице начнут рулить мебельные олигархи из Отрадного. Их опасаются, имен называть не хотят. Говорят, что на них держится власть Вороненко и там немало темных историй. Конкретную опасность от районных властей видят в том, что чужакам будут продавать земли и крутить схемы по осваиванию бюджетных денег. Забавно отметить, что и глава райцентра Вороненко и мунициапальные депутат Еременко – члены партии «Единая Россия». Впрочем, как и губернатор Вениамин Кондратьев.
В этот раз жителям Передовой наконец удалось избрать свою: беспартийную Елену Фольгерову, дочь местного фермера с хорошей репутацией в станице. Голосование было близкое к единогласному, за кандидатуру от районной администрации не голосовали, даже несмотря на то, что ее за несколько месяцев до выборов назначили и.о. главы станичной администрации и она сулила местным жителям едва ли не золотые горы.
Для коммунистки Светланы Шевель, которая на победу в этом цикле не рассчитывала, эти выборы - трамплин к выборам в Законодательное собрание края. Кроме Отрадненского района она «окучивает» и соседний Мостовской. Недавно она с двумя другими инициативниками, в том числе помощницей депутата Госдумы Харитонова ездила в станицу Губская Мостовского района, где пострадавшие в прошлом году от наводнения станичники возмущены, что тем, кому прошлым летом досталось от стихии, не обеспечили ни средствами на ремонт поврежденных домов, ни компенсациями. Коммунисты с правовым нигилизмом и коррупцией районных властей борются с помощью обращений в прокуратуру и придания подобным историям гласности.
Если о происходящем в Губской у меня есть возможность лишь судить по этой истории, в станице Передовой и в приданном к нему хутору Ильич, была возможность поговорить со станичниками. Жители с одной стороны рады, что району не удалось взять власть в станице и это хотя бы на время обезопасит от земельных манипуляций, однако конфликт с райцентром плохо сказывается на социальной сфере. Не ремонтируется клуб, не выделяются деньги на ночное освещение. Возникают проблемы с больницей: на хутор не выделяют фельдшера. В позапрошлом году размыло дамбу, в случае сильных дождей возможно подтопление, еще более опасное, чем в Губском. В прошлом году случился скандал: активист Еременко нашел средства у местных бизнесменов, чтобы починить часть дороги и мост. В Отрадненской админситрации об этом узнали и теперь пытаются впаять штраф за самоуправство. Светлана Шевель готова защищать интересы жителей Отрадненского и Мостовского района на краевом и федеральном уровне. В частности писать жалобы в прокуратуру.
Примерно так живет местное самоуправление не только в отдаленных районах Кубани, но и по всей стране. Даже невооруженным глазом видно, что там происходят живые процессы и важно, чтобы новые законодательные инициативы не убили эти живые ростки.