21 ноября, четверг

Коридор «Север – Юг»: о чем говорили и не говорили на ПМЭФ-2023

23 июня 2023 / 12:33
Журналист, политический обозреватель

В текущих геополитических условиях, характеризующихся ростом экономических санкций и торгово-экономическим противостоянием, новые логистические маршруты начинают играть важную роль.

Одним из наиболее перспективных проектов для развития целых региональных экономик является проект международного транспортного коридора «Север - Юг» (МТК). На сегодняшний день участником соглашения по МТК являются 12 государств, и это не предел.

Данный проект включает в себя целый комплекс путей логистических перевозок, включая железнодорожные, морские пути и автомобильные дороги, соединяющие в единую логистическую цепочку Индию, Иран, Южный Кавказ, Центральную Азию и Россию.

По ряду оценок, МТК «Север - Юг» дает возможность вдвое сократить сроки доставки грузов из Индии в Европу по сравнению с морским маршрутом через Суэцкий канал. Поимо этого, многократно увеличится контейнерный транзит по оси Китай — ЕАЭС — Европа.

За 2022 год объемы перевозок грузов автотранспортом по автодорогам, входящим в МТК, возросли в 2.5 раза. До 80% от общего объема грузов по МТК доставляется по автодорогам. Для сокращения сроков и затрат на перевозку грузов необходимо модернизировать устаревшую инфраструктуру пунктов пропуска, реконструировать автодороги на подъездах к ним, устранить барьеры налогового, административного и иного характера, необходимо синхронизировать работу перевозчиков через современные цифровые платформы.

Проблемы текущего состояния и развития проекта МТК были обсуждены на специальной сессии в рамках XXVI Петербургского международного экономического форума.

Бэкграундом прошедшей дискуссии стало подписание в мае текущего года межправительственного соглашения между Россией и Ираном о сотрудничестве по финансированию проектирования, строительства и поставок товаров и услуг по железной дороге Казвин - Решт – Астара для развития перевозок по международному транспортному коридору «Север – Юг».

Как отмечалось, несмотря на перспективы развития морского и железнодорожного варианта перевозки грузов, автомобильная составляющая, пока является превалирующей на маршруте МТК.

Одним из лейтмотивов выступления специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова стал тезис о сильной логистической конкурентоспособности МТК «Север - Юг» относительно транспортного коридора через Суэцкий канал. Вплоть до появления мысли у компаний «а нужно ли вообще что-то везти по Суэцкому каналу?», отметил Сергей Иванов.

Среди перспектив проекта МТК уже называется возможность выхода на глубоководные порты стран Персидского залива, в частности Объединенных Арабских Эмиратов. Таким образом, из стран Залива, помимо Ирана, в проект МТК активно подключают арабские страны. Тем более, что ОАЭ были одними из центральных гостей на ПМЭФ-2023.

Дальнейшим развитием данного направления является маршрут грузоперевозок в порты ОАЭ - Момбаса (Кения). Получается, если ранее крайней южной точкой МТК назывался порт Мумбай, теперь им может стать побережье Восточной Африки.

По словам министра транспорта России Виталия Савельева, в 2022 году общий грузопоток МТК составил 14,5 млн. тонн, по прогнозам на 2023 года он составит 17,6 млн. тонн с перспективой роста до 2030 года до 41 млн. тонн.

Автомобильным транспортом по МТК из России и Европы до иранского порта Бендер-Аббас в 2022 году перевезено 5,2 млн. тонн, в текущем году эта цифра может вырасти до 5,5. млн тонн, с перспективой увеличения до 6,5 млн. тонн к 2030 году. Однако эти цифры приводятся Савельевым с оговоркой на то, что они будут такими, если не развивать дорожную инфраструктуру МТК. В ином случае, грузопоток может быть увеличен.

В качестве примера министр привел ряд мер, принятых на российско-азербайджанской границе по расширению грузового транспортного потока в пунктах пропуска Яраг - Казмаляр, Ново - Филя и Тагеркент - Казмаляр, которые позволили увеличить пропускную способность всех пунктов на данном направлении почти в пять раз.

Вообще азербайджанский участок МТК вызвал у российской стороны особый интерес. Савельев подчеркнул значение строительства логистических центров на территории Азербайджана. Также между Азербайджаном и Россией было подписано соглашение о синхронном развитии пунктов пропуска.

С Казахстаном у России подписан план проведения совместных мероприятий до 2027 года по развитию 10 самых востребованных автомобильных пунктов пропуска. По оставшимся 42 планируется провести капитальные работы до 2026 года.

На российско-грузинском участке границы в пункте пропуска Верхний Ларс количество полос движения было расширено с 15 до 39, что позволило увеличить пропускную способность пункта до 4 тыс. транспортных средств в сутки.

Важными шагами для развития автотранспортной системы МТК явилось соглашение, подписанное в 2022 году между Россией и Пакистаном о международном автомобильном сообщении. Аналогичное соглашение между Россией и Ираком находится на доработке, а с Индией уже проведены переговоры по данной тематике.

Для устранения «узких мест» транспортного коридора, Министр транспорта РФ призвал партнеров создать прозрачные условия для проезда по территории государств.

В целом, в рамках дискуссии отмечалось, что на текущий момент существуют около 40 барьеров различного характера на пути автомобильного движения по МТК. Сюда входят такие как проблемы инфраструктура, тарифы и т.д.

По словам министра транспорта и городского развития Ирана Мехрдада Базрпаша, в основе стратегии развития ИРИ лежат заявления о проведении политики в данном направлении, которые были озвучены в сентябре верховным лидером страны Али Хаменеи. В них содержится принцип активизации географических и политических преимуществ Исламской республики Иран, превращения ее в перекресток экономических услуг, а также облегчение правил и законодательств для реализации проектов.

Иранский представитель назвал главными столпами МТК «Север - Юг» Россию и Иран. Большое значение иранская сторона придает развитию железнодорожного пути Решт – Астара, видя его перспективы в расширении до уровня «юг Ирана – север России». Мехрдад Базрпаш озвучил предложения Ирана к российским инвесторам: участие инвестиций из России в развитии южных иранских портов в Персидском заливе и Оманском заливе; создание совместных логистических компаний, малых и средних предприятий, технологических компаний с использованием наукоемких знаний; совместное развитие цифровых технологий; развитие логистических связей с опорой на систему мониторинга и электронный документооборот; развитие транспортно-логистических центров; облегчение работы международных российских логистических компаний в Иране и наоборот. По словам представителя Ирана, иранские компании готовы создать консорциумы с российскими логистическими компаниями. Также обсуждались меры по созданию и развитию совместной судоходной компании.

Важным моментом, о котором упомянул председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам Леонид Слуцкий, можно считать переход на ширину железнодорожной колеи 1520, которая имеется в России и постсоветских странах, на железнодорожных путях Ирана по маршруту Решт - Астара. Это будет способствовать бесшовному перемещению грузов на всем протяжении от юга Ирана до российских регионов.

По заявлению президента ассоциации международных автомобильных перевозчиков Азербайджана Габиба Гасанова, МТК, проходящий по территории Азербайджана, уже полностью реконструирован в соответствии с международными стандартами. Представитель Азербайджана затронул и проблему Зангезурского коридора, отметив, что его страна желает скорейшего его открытия.

Напомним, что вопрос Зангезурского коридора является камнем преткновения между Азербайджаном и Арменией. Азербайджанская сторона стремится развить свою инфраструктуру, организовав наземное сообщение с Нахичеванской Автономной Республикой, получив еще один выход к Турции. Армения опасается потерять связь с югом и выход к Ирану.

По данному вопросу отмечается и обеспокоенность Тегераном в связи с тем, что открытие Зангезура может привести к возможным изменениям границы между Ираном и Арменией, а также нарушению транзитных маршрутов для иранских товаров в Россию.

С другой стороны, в марте 2022 года между Тегераном и Баку был подписан меморандум о взаимопонимании по созданию новых коммуникационных связей между Восточно-Зангезурским экономическим районом и Нахичеванской АР через территорию Ирана. Габиб Гасанов отметил достаточно интересный момент, что на территории Азербайджана пересекаются линии транспортных маршрутов «Север - Юг» и «Запад - Восток». Отметим, что особенностью данных пересечений является использование не только наземных путей, но и акватории Каспийского моря.

В кулуарах форума эксперты и журналисты говорили о возможном столкновении интересов США, Ирана и России на каспийских путях МТК «Север - Юг» и «Запад - Восток» (в районе так называемого Транскаспийского коридора). Западная идея заключалась в организации альтернативного маршрута из Китая через Центральную Азию, по Каспийскому морю, Южный Кавказ, Турцию в Европу, минуя Россию и Иран.

В основе этого лежит информация о заинтересованности «Транскаспийским коридором», которую высказал помощник торгового представителя США по Южной и Центральной Азии Брендан Линч во время встречи с вице-министром индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Динарой Щегловой в марте текущего года.

Помимо этого, в декабре 2022 года Американо-Азербайджанская Торговая палата совместно с Представительством Агентства США по международному развитию в Азербайджане и в партнерстве с Глобальной палатой и Посольством Азербайджана в США анонсировали проведение Конференции в Балтиморе. На ней планировалось обсудить вопросы Транскаспийского международного транспортного маршрута.

В этом отношении показательны слова, которые сказал в кулуарах ПМЭФ-2023 Посол Ирана в Москве Казем Джалали журналисту издания «Eurasia Today» по поводу возможного западного вмешательства в транскаспийские маршруты. Посол отметил, что на Каспии пять прикаспийских стран осуществляют хорошее взаимодействие друг с другом. «В соответствии с договоренностями, которые достигнуты в Конвенции о правовом статусе каспийского моря, внерегиональные силы не могут присутствовать на Каспийском море. Это принципиальная политика Исламской республики Иран и Российской Федерации. Мы воспринимаем Каспий как море мира и дружбы. Мы считаем, что присутствие внерегиональных сил на Каспии не играет на пользу и не целесообразно для прикаспийских стран».


тэги
читайте также