19 марта, вторник

Сетевой контроль

14 января 2017 / 19:02
историк, политолог, генеральный директор Центра политического анализа, доцент Финансового университета при Правительстве России

В российских регионах продолжаются эксперименты по внедрению элементов обратной связи власти и граждан при помощи интернета. На днях с инициативой выступил губернатор Орловской области Вадим Потомский..

На сайте администрации Орловской области проводится опрос о качестве работы муниципальных властей. Граждане могут ответить, удовлетворены ли они работой властей и муниципальных предприятий, в числе которых — ТТП, ПАТП-1 и «Спецавтобаза», по оказанию важных для жизни людей услуг. Порядок утвердил губернатор региона Вадим Потомский. Итоги подведут в этом году дважды — по итогам первого полугодия и по итогам всего года.

Проголосовать очень просто: достаточно зайти по ссылке на сайт администрации области и ответить на 15 простых вопросов: вряд ли процесс займет больше пяти минут. Зато на выходе власти смогут получить качественный срез, понять насколько население удовлетворено работой коммунальщиков и в целом муниципальных властей на каждой территории области.

Такого типа эксперименты приближают власть к народу: фактически это обеспечивает эффективный механизм обратной связи. При этом об изменении настроений можно судить во временном разрезе — если динамика улучшается, значит, и власти сделали выводы и научились более эффективно работать с выделенными бюджетными средствами.

Аналогичные проекты реализуются и в других регионах страны. Так, например, в Москве широкую известность приобрела система «Активный гражданин». В рамках этого проекта правительство практически напрямую общается с гражданами, узнает об их проблемах и старается оперативно реагировать на запросы граждан.

Орловская инициатива стоит в этом же смысловом ряду. Эти инициативы крайне важны. Зачастую наши региональные, да и федеральные власти не реагируют на проблемы не в силу недостатка полномочий или средств, а просто из-за того, что нижестоящее начальство не информирует начальство. Справедливо опасаясь, что за это им попадет: начальство не погладит по головке за дороги, которые не ремонтировались (иногда складывается такое ощущение) чуть ли не со времен нашествия гитлеровской армии. Не похвалит начальство и за плохое отопление в домах и прохудившиеся трубы.

Вот и молчит муниципальное начальство, а когда сверху требуют отчета, говорит нечто в духе «все хорошо прекрасная маркиза». Когда же наконец выясняется, что барская усадьба (как в известной песне) сгорела, то бывает поздно или крайне дорого приводить все в порядок.

Прямой контроль главы региона или даже президента помогает решать наиболее вопиющие проблемы с разгильдяйством и фальсификацией отчетности, но это все-таки крайняя мера. Должны быть выстроена рабочая система, которая функционирует вне зависимости от персоны руководителя и от начальственных окриков.

Такой системой и призван стать эксперимент с опросом от орловского губернатора. Жалобы граждан здесь систематизируются, а затем становится ясно, буквально на карте региона, где самочувствие граждан лучше, а работу муниципальных чиновников можно признать удовлетворительной.

По сути это один из элементов того, что нередко называют «прямой демократией» - то есть механизм прямого воздействия граждан на власть. По той же схеме на федеральном уровне задумывалась работа «Открытого правительства», скажем. Не все получается при помощи таких механизмов, поскольку наша жизни и наше общество работают по более сложным законам, нежели котельные или городской транспорт. Но в качестве одного из методов оценки — эти мониторинги настроений крайне полезны.

Что до собственно орловского эксперимента, то надо дождаться его экспериментов в отчетные сроки и понять, как губернатор поступит с этими данными. Будет неудивительно, если по результатам опроса населения кто-то из руководства муниципальных служб может получить выговор, а то и работы лишиться. И если опрос даст хорошие результаты, то и сами руководители будут опасаться протирать штаны и хамить гражданам. Это как рейтинг водителя в службах такси работает: пару раз плохо провез, а потом к тебе и не сядет никто. Оценка потребителя услуг в интернете — штука такая, неприятная для того, кто предоставляет эти услуги плохо.

Ведь именно из маленьких оценок и маленьких услуг формируется то, что называют «удовлетворенностью жизнью» и «качеством жизни». В конечном счете, задача любых властей сводится к повышению обоих этих показателей. И если граждане поставят им за эту работу «тройку с минусом», то надо будет крепко задуматься о том, что они выполняют свою работу из рук вон плохо.


тэги
читайте также