25 апреля, четверг

Карт-бланш. Оппозиционный актив журналистики

28 марта 2016 / 16:29
политолог, генеральный директор Центра политического анализа

Директор Центра политического анализа Павел Данилин в своей колонке для Независимой газеты пишет о том, почему для некоторых СМИ борьба против «режима» стала привычным делом.

На митинге в поддержку воссоединения Крыма с Россией в Москве была атмосфера настоящей, искренней радости — так казалось десяткам тысяч людей, которые видели этот праздник своими глазами. Но не всем. Вернувшись с митинга, я открыл пару текстов в либеральных СМИ и был крайне удивлен. Начал читать другие тексты их коллег — и совсем поразился. Будто писал один человек и с какого-то другого мероприятия.

Как же так получается, что разные корреспонденты разных изданий, по сути, повторяют друг друга? Дело в том, что все население «журналистской Москвы» — это несколько сотен человек. Все знакомы друг с другом, так как все так или иначе работали в одних и тех же местах.

И митинг по Крыму в основных столичных изданиях освещали именно представители «журналистской Москвы»: Илья Азар (ныне «Медуза», ранее — «Газета.ру», недолго между ними — журнал «Русский репортер» и «Эхо Москвы»), Илья Шепелин (регулярно меняет места работы, про митинг писал для «Сноб.ру», до этого продолжительное время работал в изданиях «Русская планета» и «Слон.ру», работал в «Газете.ру»), Вячеслав Козлов (за его спиной работа в «Коммерсанте», где вместе с ним трудился теперешний корреспондент «Медузы» Андрей Козенко, «Газете.ру», «Новой газете», а также плотно сотрудничал с порталом «Открытая демократия», который спонсировал известный всем Джордж Сорос). Список этот можно продолжать довольно долго — многие люди отметились с яркими и «разоблачающими» репортажами про прошедший митинг.

«Журналистская Москва» сформировала почти настоящий профсоюз. Среди учредителей профсоюза — журналисты Slon Magazine, «Медиазоны», Znak.com, РБК и «Новой газеты». Скажем, Павел Никулин и Александр Артемьев работали в «Газете.ру», про процесс присоединения Крыма Никулин писал репортажи для «Слон.ру», работал в «Русской планете». Там же, в новом профсоюзе, Сергей Смирнов (в прошлом — «Газета.ру» и «Русская планета», позже — «Медиазона»).

Напрасно тех же «профсоюзных деятелей» убеждают, что существует, в частности, Союз журналистов России с его московским подразделением — у них свое общество и свои принципы журналистики, основным из которых является политически заангажированная «рукопожатность». Этих людей можно регулярно наблюдать на различных мероприятиях радикальной оппозиции — начиная с митингов несогласных на Триумфальной, а также на мероприятиях типа «благотворительные аукционы в поддержку политзаключенных».

Политическую ангажированность хорошо видно и по текстам с того самого митинга по Крыму. В каждом репортаже, независимо от степени талантливости автора, повторяются следующие мысли: за участие платили деньги, на акцию согнали бюджетников, собравшиеся пьют алкоголь и стремятся побыстрее уйти с митинга. Нехитрые мысли, пойманные случайные люди, в ход идут даже прямые провокации журналистов.

Журналисты-политактивисты стараются искать работу в «своих», идеологически близких местах. Скажем, на РБК, где за контент ныне отвечает Роман Баданин — бывший редактор в «Газете.ру». При нем трудились Александр Артемьев, Павел Никулин (эти люди занимались «профсоюзом»), Илья Азар, Вячеслав Козлов, Илья Шепелин и многие другие известные оппозиционные журналисты. Разумеется, значительную часть этой части журналистского сообщества заносит рано или поздно и в «Новую газету», и на «Эхо Москвы» — в классические уже либеральные столичные редакции, для которых борьба против «режима» давно стала привычным делом.

Рано или поздно они оказываются в СМИ с олигархическим и/или иностранным капиталом. Одним из основных собственников РБК является олигарх Прохоров, «Новую газету» несколько лет назад выкупал банкир Лебедев, «Слон.ру» и телеканал «Дождь» принадлежат бывшему «эффективному менеджеру» банка «КИТ Финанс» Винокурову.

Но самый громкий пример последнего времени — портал «Медуза», с которым так или иначе сотрудничали едва ли не все перечисленные представители «журналистской Москвы», да и многие другие, которые не были в рамках данной статьи упомянуты. Редакция давно перебралась в Прибалтику, гордо заявив, что в России им работать не дадут.

Правда, тот же Илья Азар из «Медузы» без проблем аккредитовался в прошедшем году на пресс-конференцию Владимира Путина, да и митинг в поддержку воссоединения с Крымом ему никто не мешал освещать.

Никакого дохода «Медуза» не приносит — сплошные убытки. А вот кто «платит за музыку», тщательно скрывают. Однако многие связанные с ним люди откровенно говорили, что деньги под него дал опальный олигарх Михаил Ходорковский. Правда, свое участие он скрывал, а менеджеры «Медузы» позже от него открещивались. Оно и понятно: Ходорковский привык действовать в тени.

Надо понимать, что мир этими журналистами и впрямь мыслится в категориях «борьба с режимом», «все на баррикады». Грань между журналистом и радикальным политическим активистом в «тусовке» не просто тонкая — она практически отсутствует. Конечно, это нарушение всех принципов работы, но на что не пойдешь ради «высокой цели». И не важно, что за спиной милых и добрых ребят из этих изданий явно маячат то интересы опальных олигархов, а то и печально известный Джордж Сорос, если не совсем откровенно Государственный департамент Соединенных Штатов.

Источник


тэги
читайте также