Народные республики Донбасса пошли на одностороннее прекращение огня, чтобы вынудить Киев прекратить стрелять.
В Донбассе пока затишье. Или почти оно — но на фоне последних совершенно зверских обстрелов ДНР и ЛНР киевскими войсками отдельные выстрелы только подчёркивают непривычную тишину вдоль линии соприкосновения.
Долгожданный мир — а для сегодняшнего Донбасса и это мир — наступил с полуночи 15 сентября, когда об одностороннем прекращении огня одновременно заявили Александр Захарченко и Игорь Плотницкий.
При этом полного согласия всё же не было. Если умудрённый опытом лидер Луганской республики заявил, что её войскам строго запрещено отвечать на провокационные обстрелы с украинской стороны, то более боевитый Александр Захарченко всё же заявил, что его подчинённые дадут «адекватный ответ», если украинские военные нарушат перемирие.
Ответ на благородный жест
И как отвечают украинские войска на благородный жест со стороны руководства народных республик?
«К сожалению, есть отдельные эпизоды нарушений, но мне хочется верить, что это именно отдельные и неосознанные нарушения», — сказал в ответ на наш вопрос полпред Луганской Народной Республики в контактной группе по урегулированию конфликта в Донбассе Владислав Дейнего.
То есть можно сказать, что режим перемирия установился?
«Ну, почти, — осторожно отвечает много чего повидавший на переговорах с украинской стороной луганский политик. — Почти установился. Есть основания полагать, что мы всё же доведём ситуацию до нормального разрешения вопроса о полном контроле над прекращением огня».
Тут необходимо отметить, что вину за инициативу взаимных обстрелов стороны традиционно возлагают друг на друга. То, что на самом деле инициатором практически всегда является украинская сторона, которая, собственно, и не скрывает карательных мотивов в своих действиях на Донбассе, очевидно для всех, кто наблюдает за этим на месте. Как и то, что именно украинские снаряды и мины ложатся в жилой сектор, убивая и калеча гражданских, в то время как войска республик стремятся в первую очередь подавить именно артиллерийские позиции противника. И те пехотные укреплённые пункты, с которых ведётся миномётный огонь.
В этих условиях руководство республик нашло, возможно, не самый действенный, но достаточно демонстративный выход, чтобы дошло даже до закрывающих глаза на все украинские зверства наблюдателей ОБСЕ. На вопрос, что вынудило руководство обеих республик пойти на одностороннее прекращение огня, Владислав Дейнего отвечает коротко: «Ничто не вынудило. Это мы пытаемся вынудить Украину прекратить стрелять. Для чего и сделали очередное заявление, которое должно было возыметь хоть какое-нибудь действие».
Есть место для надежды
«Очередное» — точное слово. Нынешний режим прекращения огня — уже девятый, объявленный с начала карательной экспедиции Киева на востоке Украины. Но он всё же уникален — именно обещанием республик не отвечать на провокации. И если это удастся сделать, то это станет серьёзной заявкой на полное прекращение огня. В конце концов, именно республики заинтересованы в том, чтобы на них не обрушивался убийственный град стали и тротила, мешающий налаживать то, что им больше всего нужно, — мирное развитие экономики и общества.
Дальше может быть два варианта развития событий, оценивают наблюдатели, — заморозка конфликта на данной стадии или начало реализации комплекса мер по переходу к политической части Минских соглашений.
Второй пункт кажется менее вероятным. Как раз недавно украинский глава Пётр Порошенко откровенно заявил, что выполнять Минские соглашения не в интересах Киева. Не то чтобы он это заявлял впервые — но ныне это было сделано практически в лицо немецкому и французскому министрам иностранных дел. Но если всё же в течение месяца войскам республик удастся выдержать представляющиеся неизбежными украинские провокации, то тогда Киеву придётся завертеться уже по-настоящему, считают эксперты. Потому что «нормандская уже тройка» получит возможность наседать на Порошенко всею своей мощью, а тому останется только выполнять подписанные мирные документы — или петлять как зайцу.
Пессимист — хорошо информированный оптимист
Впрочем, «информированные оптимисты», вроде бывшего замминистра печати и информации ЛНР, ныне российского политолога Юрия Першикова, склонны придерживаться пессимистической точки зрения.
«С нашей стороны мы всегда подчеркивали, что народ Украины не является для нас врагом, — отметил он. — Со стороны ЛДНР всегда была миролюбивая политика, поэтому все положительные инициативы постоянно идут с нашей стороны. Во-вторых, мы понимаем, что Украина ни при каких обстоятельствах не прекратит провокации на линии соприкосновения — хотя бы по той причине, что слишком большое количество неуправляемых вооруженных групп находится в расположении ВСУ. Это и ЧВК, и наёмники, и, в конце концов, регулярные подразделения стран НАТО, маскирующиеся под инструкторов и прочих военных советников».
Ещё немаловажный момент, свидетельствует Першиков, хорошо знакомый с военными реалиями Донбасса, — за обстрелы наших территорий платят деньги. Есть также возможность списать боеприпасы — а потом их продать. «В общем, обстрелы наших территорий, это клондайк для различных жуликов и широкое поле для манипуляций», — делает вывод эксперт.
К официальным объяснениям причины односторонней остановки огня он добавляет ещё следующие соображения: «Мы ещё раз даём возможность и наблюдателям ОБСЕ и международному сообществу убедиться в добрых намерениях народных республик. И это важно — так как на фоне страны, воюющей с собственным народом, идет мирный процесс, подготовка к местным праймериз — и нормальное политическое и экономическое строительство».
Ответ террором
Украинская сторона пока что на эти действия отвечает двояко. С одной стороны, народная милиция ЛНР за минувшие сутки после принятого решения не зафиксировала обстрелов со стороны украинских военных, сообщили «Интерфаксу» в силовом ведомстве республики. С другой стороны, украинские силовики обстреляли в ДНР шахту с 300 горняками внутри. Об этом сообщило министерство угля и энергетики ДНР.
«Украина сегодня государство-террорист, — констатирует Юрий Першиков. — И не только потому, что в нём культивируется геноцид собственного народа на огромных территориях. Нет, тут фиксируется конкретно выраженная тактика диверсионной войны. Вот свежая информация: в районе приграничных посёлков Югановка и Меловое возможно повторение недавнего крымского сценария на границе с Ростовской областью. По данным нашей разведки, сюда прибыли прошедшие подготовку в США группы ДРГ — 10 команд по 5 человек. Это натовский стандарт. Эти группы рассчитывают в ближайшее время перейти границу с Ростовской областью и устроить серию терактов на прилегающей территории России».
Правда, оговорился он, диверсанты уже достаточно «подсвечены», так что, в случае чего, будут приняты адекватно. Но, тем не менее, это тоже показатель тех векторов, по которым развивается сегодня современная Украина. Желанием перемирия со стороны проамериканской хунты сегодня и не пахнет. От неё, как всегда, неистребимо пахнет кровью, резюмировал Першиков.