Украинских солдат действительно послали на смерть действительно не дрожавшей рукой. Это единственный понятный результат двухдневного сражения под Дебальцево, в ходе которого было уничтожено, по разным данным, от пяти десятков до более сотни бойцов и более двух сотен ранено.
При этом, однако, источники по эту и по ту стороны линии боевого соприкосновения в Донбассе разводят руками в тяжком непонимании – ради чего была устроена эта гекатомба?
Попробуем проанализировать ход сражения, чтобы попытаться понять это.
Что видно со стороны хунты
"Всю ночь работала наша арта. Сейчас затишье, но сепары подтянули "Грады". Напряжение"… "В военном госпитале Днепра рекорд по раненым за крайние два года"… "Это тяжёлый день для всей Украины"…
Особенно характерна последняя фраза. Точнее – её автор. Это известный "соловей" АТО, своего рода Геббельс нацистской пропаганды киевской хунты Юрий Бутусов. Он - главный редактор одного из жёстко нацистских сайтов, который контролируется "кровавым пастором", зачинателем гражданской войны на Украине Александром Турчиновым. А теперь представим, что же творилось под Дебальцево, если личный Геббельс личного фюрера Петра Порошенко написал: "…подтверждается из разных источников информация о серьезных потерях. Есть погибшие и раненые. Детализировать информацию пока не могу — нет устойчивой связи с передовыми подразделениями, они в бою. Вражескую артиллерию подавить до сих пор не удалось… Это тяжелый день для всей Украины".
Отчего же он таким выдался? Если кратко, то события выглядели так.
Вечером 18 декабря 54-я бригада ВСУ получила приказ перейти в наступление и захватить стратегически важную высоту 220, что удерживается войсками ДНР. Одновременно были нанесены удары на левом украинском фланге против подразделений Народной милиции ЛНР.
Была проведена большая артиллерийская подготовка. Затем украинцы по явному американскому шаблону для туземных армий двинулись на позиции ополчения прямо на БМП. Скорее всего, ожидалось, что на позициях ополчения бойцов не будет или их сопротивление будет подавлено артогнём.
Однако сопротивление оказалось не подавлено. Три бронемашины немедленно были сожжены вместе с находившимися внутри и снаружи карателями. В ответ те бросились в наступление пешим порядком, но попали на минные поля, где понесли новые потери.
Тем не менее, украинцам удалось забрать несколько пунктов позиций ополченцев, с которых те, судя по всему, ушли сознательно. Не успели бойцы хунты порадоваться успеху, как их накрыли массированным огнём, а затем обошли и частично отбросили обратно, а частично – окружили на позициях в районе Маркова Яра. В окружении оказались более 70 боевиков. Около суток они ждали подкрепления, которое им обещали, но которого даже не существовало в природе – собственно командование кормило бойцов ложной информацией.
На следующий день силы ВСУ снова предприняли несколько попыток наступления, причём снова забрели на минные поля. После уничтожения окружённых в котле карателей интенсивность боёв начала снижаться, причём украинских вояк начали отгонять обратно, откуда пришли.
Что видно со стороны республик
"Бои в районе Дебальцево продолжаются,- сообщал официальный представитель Народной милиции ЛНР Андрей Марочко. - ВСУ продолжают попытки прорвать нашу оборону. Противник несет потери, но, несмотря на это, пытается прорваться сразу на нескольких участках на линии соприкосновения, в том числе и в районе Калиновки".
"Попытки ВСУ прорвать оборону ЛНР в районе Калиновки и Логвиново потерпели неудачу. Неся потери в ходе неправильно спланированной попытки прорыва в направлении н. п. Калиновка, противник понес большие потери и отошёл на ранее занимаемые позиции для перегруппировки сил и средств восполнения потерь и подготовки к активным боевым действиям",— передавал начальник управления Народной Милиции ЛНР полковник Олег Анащенко.
Примерно в таком духе были выдержаны сообщения официальных представителей ДНР и ЛНР с места событий. Приводим их тут только для того, чтобы обозначить общий их тон: обстановка напряжённая, но боевая, противник пытается прорваться, но отбиваем на всех направлениях.
Это было не совсем так, кое-где украинским войскам удало занять ряд удерживавшихся донбасскими ополченцами позиций, но в целом да, ничего катастрофичного не происходило. Особенно для вполне превратившихся в настоящие армии боевых сил народных республик, которых ополченцами можно называть только для краткости и в дань памяти о первых месяцах войны. Ну не милиционерами же звать этих волков, которые опять в своём фирменном стиле взяли прорвавшихся в одном месте "укропов" в мешок и интенсивно умножили всех там на ноль!
"Потери у нас и у них. Люди и техника. Много раненных. Но мы отработали хорошо, слаженно", - свидетельствовал один из ополченцев.
Версии
Больше всего всех наблюдателей занимал вопрос, как можно было послать войска – дважды! – на минные поля, обозначенные на картах, переданных в рамках мирного процесса в распоряжение рабочих групп на переговорах в Минске.
Более того, как свидетельствует военный корреспондент из Донецка Анна Долгарёва, эти минные "поля старые, ещё ВСУ заложенные". То есть это вообще – собственные украинские минные поля!
"Главное, что никто не может понять: зачем они на минное поле попёрлись, - прокомментировал эту тему информированный политический аналитик Юрий Першиков, близко наблюдающий за событиями. - Это ключевое, о чём сейчас все говорят. Либо пьяные, либо настолько непрофессиональные, что карты рассмотреть не могли - минные поля на картах Минска эти есть".
"И ещё один важный момент, - обратил внимание политолог. - Попёрлись на прорыв не одетые. Несколько человек из штурмовой украинской группы просто помёрзли в окопах насмерть".
Версию о пьянстве то ли украинских бойцов, то ли их командиров выдвинуло также руководство вооружённых сил республик – больше, просто ничего не приходило в голову, чтобы объяснить это, по общему приговору, "идиотские наступление", которое "никакой логике не подчинялось". "Попытки выбить Народную милицию с передовых позиций атакой через минное поле были не просто бессмысленны, а безумны, - сформулировал ощущения республиканского командования источник портала "Луганск-1" в Народной милиции". - Это не укладывается в голове. Можно предположить, что атаку предприняли либо напрочь перепившиеся бойцы, либо командование подразделений – полные идиоты".
"Для оправдания убийства украинских военнослужащих в ходе провокации на Дебальцевском направлении командование их вооружённых сил придумало на редкость глупую версию: превентивный прорыв должен был остановить предполагаемое наступление Народной милиции, - рассказал на брифинге в агентстве "Луганский информационный центр" помощник руководителя службы пограничной охраны МГБ ЛНР Виталий Агафонов. - Придумать умную версию в столь глупой ситуации, конечно, чрезвычайно трудно, но всё равно остаются вопросы, на которые нет ответа. Зачем было дважды бросать людей и технику на минные поля, которые нанесены на карты, переданные в Минск? Неужели решили провести разминирование путём использования пушечного мяса?".
"Провокация настолько нелепая, что комментировать эту попытку прорыва можно основываясь только на догадках. Можно предположить, что либо рядовой состав находился в состоянии алкогольного опьянения и нарушил приказ командиров, либо перепились сами командиры и погнали солдат на убой. Мы знаем, что командный и рядовой состав украинской армии – это два параллельных мира, поэтому одинаково вероятный как первый, так и второй вариант", - всё равно не мог прийти к однозначному выводу Виталий Агафонов. Впрочем, он сделал ещё одно предположение: "Нам также известно, что накануне в этот район прибыл западноукраинский спецназ. Его перебрасывают туда, где ситуация неуправляемая, процветает дружба с зелёным змием. Поэтому вполне возможно, что он провёл наглядный дисциплинарный урок".
Логика
Что бы ни послужило конкретной причиной "дикой атаки" укровермахта под Дебальцево, наблюдатели указывают на основной питательный источник подобных действий – это неизбывный украинский нацизм, который продуцируют и подпитывают киевские политики. Буквально на днях помощник министра внутренних дел хунты Авакова Игорь Кива в эфире одного из телеканалов заявил предельно откровенно: "Донбассу нужна не декоммунизация, а украинизация. И пускай даже насильно! Если вы не будете любить Украину, мы заставим это делать. "Вата" любит силу. И уважает силу".
Однако глубокие знатоки украинских реалий, наподобие популярного политолога из Харькова Михаила Онуфриенко, напоминают, что сам нацизм киевской хунты и её присных является всего лишь инструментом управления людьми, чтобы они "рвали друг друга на части и не мешали олигархам рвать на части всю Украину".
Онуфриенко, в частности, и нелепое "наступление" украинских карателей под Дебальцево объясняет не столько пьянством, сколько осознанным стремлением киевского руководства угробить побольше своих солдат. Вопрос "Как такое может быть?" эксперт парирует простым доводом: "Массовость жертв задумана изначально. Потому что одним-двумя трупами внимание народа от дел с "Приват-банком" не отвлечёшь надёжно. Нужно было навалить побольше трупов, чтобы люди смотрели на это, а не на игрища олигархов. Несколько десятков жертв хунте для этого не жалко".
Десятки погибших украинских бойцов – всего лишь информационный повод для Порошенко, чтобы отвлечь людей от факта переподчинения "Приват-банка", убеждён Онуфриенко. Петру Порошенко, по мнению политолога, нужна для этого даже не традиционная "маленькая победоносная война". Нет, ему как раз нужно, чтобы получилось погромче, потрагичнее, чтобы граждане Украины рыдали по своим убитым сыновьям, а не по отнимаемым у них деньгам.
Так что похоже, что всё происшедшее под Дебальцево находит всё же вполне ёмкое объяснение. Правда, сформулировано оно донецкой поэтессой Мариной Бережневой:
На останках вчерашних семей,
На руинах отцветших земель,
Украинства оскаленный зверь
Кровь лакает из раны своей…