26 мая лидеры КПРФ презентовали в ТАССе свой съезд «депутатов всех уровней», намеченный на 28 число. По итогам ястло ясно: коммунисты всерьез обиделись на «Единую Россию» за праймериз. И всеми силами пытаются оправдаться: мы тоже хорошие, демократичные и обновляемся. Вышло оправдание так себе.
Уже сам состав участников пресс-конференции показателен: выступили лидер партии Геннадий Зюганов, зампреды ЦК партии Иван Мельников, Владимир Кашин и Дмитрий Новиков, секретарь ЦК Юрий Афонин и депутат Госдумы, бывший помощник Зюганова в Госдуме Александр Ющенко. Иными словами: чисто зюгановские кадры, своего рода «зюгановское Политбюро». Собственно депутатов всех уровней на мероприятии не было, как не было и представителей региональных организаций, включая довольно мощную московскую организацию.
С чем идут к народу коммунисты сегодня, на старте предвыборной кампании? Естественно, не обходится без обычных для лидеров компартии заверений, что экономика России управляется плохо, что виновата во всем власть, которая развалила промышленность и сельское хозяйство, а также науку, образование, армию и грабит население. На разные лады коммнисты повторяют такого типа тезисы на протяжении всего существования партии, будто не замечая реальных изменений, которые в эту картину мира не укладываются. Вот и на данной пресс-конференции, прежде всего, Иван Мельников посетовал, мол, сидит Россия на нефтяной игле, но коммунисты-то, конечно, ее с иглы снимут.
Впрочем, эти мантры — лирика. А что конкретно до съезда — важно было услышать от коммунистов зачем им это надо. И тут Зюганов заявляет, что это собрание депутатов «по сути узаконит нашу программу, с которой мы пойдем на выборы». «Наши депутаты и кандидаты в депутаты привезут наказы всех регионов России. В соответствии с этими наказами мы подготовим программу, которую съезд партии примет окончательно», — заявил лидер КПРФ. То есть наказы-то они привезут, но решать будет съезд. А программу писать будут, очевидно, специально обученные люди — то есть, в переводе с коммунистического на русский, «старая гвардия» Геннадия Андреевича, что и выступала в ТАССе.
Дальше — больше. Как заявил Иван Мельников, коммунисты давно определились с кандидатами по одномандатным округам. По его словам, по 220 округам кандидаты от КПРФ уже определены, по 5 округам еще идут консультации. Коснулся он и обновления кадрового состава: пятнадцать депутатов из фракции КПРФ в Госдуме не идут на выборы ни по округам, ни по спискам. «Они осознанно уступают дорогу обновлению. 69 кандидатов из 220, выдвигаемых КПРФ в одномандатных округах на предстоящих парламентских выборах, не являются депутатами» — это тезисы Мельникова.
Это замечательно, но каким будет процент обновления команды? Сколько из 15 человек не идут в Госдуму по причине преклонного возраста? А сколько по причине конфликта с партийным руководством, а вовсе не по причине «осознанного желания» уступить дорогу молодежи? Сами-то собравшиеся явно не жаждут уступить кому-то дорогу. Наконец, вопрос о том, а сколько из 69 «новых» кандидатов будут выставлены хоть в насколько-нибудь конкурентных округах, а не против заведомо более сильных единороссов и «фронтовиков»? При настрое взять два-три десятка округов (а это, как представляется, было бы весьма приличным результатом для коммунистов) ни одно из новых лиц можно по проходным округам и вовсе не выставлять, а выставить там проверенных временем партийцев из числа близких лидеру партии. Что, весьма вероятно, и будет сделано.
В результате фракция обновится слабо или вообще никак — если коммунисты потеряют места. А обновление, озвученное Мельниковым, будет, да и уже является фикцией. Те же Афонин и Ющенко ходят в любимчиках у Зюганова уже второй десяток лет и ими он годится как «молодым поколением в компартии». Десять-пятнадцать лет назад они и впрямь были молоды, даже юны по политическим меркам. Ющенко — 1969 года рождения, Афонин — 1977 года — ему в 2000-м году было всего 23. Но сегодня-то даже ему под 40.
Костяк партии остается неизменным уже на протяжении многих лет. Разве только, когда КПРФ сотрясает очередной скандал, изгоняют очередных «уклонистов» и «ренегатов», только тогда следует обновление. За счет вытеснения опасных для партийного руководства кадров. Геннадий Селезнев, Геннадий Семигин (кажется, Геннадию Андреевичу не нравится само существование в партии других людей с именем «Гена»), Владимир Улас, Светлана Горячева — список тех, чьи амбиции не понравились в ЦК — то есть Зюганову — можно долго продолжать. Практически все, кто осмеливался претендовать на лидерство в КПРФ или заявлять более-менее независимую позицию, были из партии изгнаны.
И тут интересный акцент с нынешней пресс-конференции коммунистов: они дружно накинулись на праймериз единороссов. Сперва Афонин заявляет, мол, «праймериз „Единой России“ сотрясают скандалы, а у нас более демократичная процедура выдвижения кандидатов, так как много первичных организаций, где происходит обсуждение наших кандидатов». Затем Зюганов ему поддакивает: «нам нужен новый профессиональный парламент, а не игра в праймериз, в это американское шоу».
Юмор, конечно, в том, что обсуждение на первичках можно было бы с натяжкой назвать кокусами — то есть менее демократичной формой предварительного голосования, практикуемой в некоторых штатах США перед президентскими выборами (там же далеко не везде открытые праймериз, кое-где они закрытого типа). Но ладно, Геннадий Зюганов тот еще аналитик. Важнее то, что коммунисты очевидно ревнуют к праймериз ЕР, понимая, что их обыграли на собственном поле — они же вроде как за демократию и народовластие.
Но при этом права выбирать кому-либо партийное руководство они предоставлять не намерены. Как говорилось в фильме «Гараж», «жребий — не наш метод». И ведь правда: а ну как на праймериз не тех выберут? Прокатят уважаемых людей или, не дай Бог, самого Геннадия Андреевича? Такого, конечно, Геннадий Андреевич не допустит, похоже, до тех самых пор, когда (дай Бог ему здоровья) случится непоправимое.