Боролись, разумеется, не против «Европы», а против конкретно Ордена. Какая к дьяволу «Европа», прямо хочется «Единая Европа» сказать, в 13-м-то веке? Какое «просвещение» (прямо хочется «Просвещение» сказать) в 13-м-то веке?.
В дискуссии с Юлией Латыниной Александр Невзоров тут позволил себе широкое обобщение, мол, история не наука. Ну слышать я это много раз слышал, много раз по этому поводу спорил и, как мне кажется, кое-какое представление о том, что полагают люди, этот тезис отстаивающие, имею. В чем-то можно с ними соглашаться (ну не экспериментальная дисциплина, как и многие гуманитарные, методология — штука весьма несовершенная, влияние политического очень высокое и так далее).
Но добрался я послушать, что же Невзоров такое конкретно сказал и тут требуется цитата: «То, что на Чудском озере, если такое вообще было, русские, к сожалению, сражались за право оставаться в рабстве у татар — это понятно. И то, что они сражались против Европы, против просвещения. Против по одной простой причине — их на это подначили попы, а то что руководило попами тоже легко понять — монголы свечек не продают? А католики свечки продают, следовательно монголы — не конкуренты, а католики конкуренты». Я дословно цитирую, не упрощая и не перевирая. Это круто сказано. Сразу видно владение фактурой.
Пунктиром буквально. Конечно же, битва была. Это с Невской битвой все не совсем однозначно — она, видимо, была сильно малозначимым событием, битва на Чудском озере фиксируется не только в русских летописях (с понятным расхождением численности потерь Ордена). Битва не самая масштабная в противостоянии с Тевтонским Орденом, но довольно значительная.
Кто такие русские в 13-м веке — сложный вопрос, вернее всего, русских не совсем было. Про древнерусский «патриотизм» много говорили самые разные историки, но ведь история — не наука? Сражались с Орденом все-таки новгородцы со своим на тот момент князем Александром Ярославичем.
Первым в Орду был вызван Ярослав Всеволодович только год спустя — то есть о включении русских земель в состав сложного образования под названием «Монгольская империя» в качестве (очень условно) «вассалов» еще говорить просто рано (Новгорода нашествие Батыя напрямую не коснулось, туда тумены ордынцев, как известно, не дошли). То есть говорить о каком-то цивилизационном выборе вообще сложновато, да и не сделан он в этот момент, даже существуй он в действительности, а не в фантазии некоторых историков и Александра Невзорова.
Боролись, разумеется, не против «Европы», а против конкретно Ордена. Какая к дьяволу «Европа», прямо хочется «Единая Европа» сказать, в 13-м-то веке? Какое «просвещение» (прямо хочется «Просвещение» сказать) в 13-м-то веке? В чем?
Ну и так далее. Даже если история — не наука, то Александр Глебович, как и многократно поминаемый не в самых лестных выражениях в ходе российский министр культуры явно в этой не науке, мягко говоря, разбираются одинаково. То есть никак. Даже, пожалуй, отдам первенство министру — он тут посильнее все-таки будет.