21 ноября, четверг

О результатах саммита ЕС-Турция

03 сентября 2016 / 09:14
председатель Комитета по международным делам в Совете Федерации

Саммит ЕС — Турция выглядит как успех. Но переговоры не завершены. Соглашение по мигрантам — это набор из шести общих принципов, подлежащих детализации к саммиту ЕС 17–18 марта. И дьявол может скрываться в деталях.

Каждая из сторон торжествует о своем. Евросоюз сможет наконец-то закрыться от нелегальных мигрантов — не дезавуируя при этом провалившуюся «политику открытости» Меркель и спасая шенгенский режим.

Турция празднует активизацию переговоров о вступлении в ЕС (но решения об разморозке 17 замороженных переговорных треков так и нет!) и предстоящую отмену виз ЕС для турок (но там тоже еще 72 условия!).

Шансы провалиться были не меньшими, но провал выглядел более угрожающим. И Эрдогану, и Меркель он мог стоить карьеры, а Юнкеру с Туском — необратимыми дезинтеграционными потрясениями первооснов ЕС.

Поэтому — усиленно создаваемое обеими сторонами ощущение успеха. Но поэтому же остается большое количество вопросов.

Главный из них — примут ли договоренности политиков и чиновников миллионы людей, бегущих от хаоса на Ближнем Востоке. Хаоса развала государственности в Ливии, дезинтеграции в Ираке и гражданской войны в Сирии, созданного не Россией, как это по-прежнему пытается представить Анкара при молчаливом потакательстве Брюсселя.

То, что среди мигрантов достаточно и «экономических» беженцев, и спонсируемых исламистами экстремистов, не вызывает сомнения. Но и отчаявшихся от отсутствия выбора, способных на все ради спасения детей и близких, хватает. Будет ли им достаточно фильтрационных лагерей в Турции? Сможет ли (захочет ли) Турция обеспечить им безопасность и достойные условия жизни? Не станет ли Турция еще одной питательной средой для международного «террористического интернационала» (а ведь признаки к тому были и ранее)?

Есть ощущение, что лидеры ЕС пока смогли решить лишь тактическую задачу — через новые заслоны на дальних подступах смягчить кризис на собственных территориях. Примерно, как НАТО сейчас патрулирует Эгейское море, заворачивая нелегальных мигрантов в ту же Турцию, но выдавая это за радикальное решение проблемы.

Ну да. Только это вряд ли можно считать стратегией. Стратегией для ЕС было бы, во-первых, решительное содействие политическому и гуманитарному урегулированию проблем Ближнего Востока с отказом от политики смены режимов. И, во-вторых, побуждение (принуждение?) Турции оставить в стороне эгоистические намерения зарабатывать на хаосе и параллельно решать только «свой», курдский вопрос (причем исключительно в свою пользу).

Турция — это ведь не только страна транзита мигрантов и место для их реадмиссии. И это не только бесконечный партнер ЕС по переговорам о вступлении, где все обеспокоенности ЕС о правах человека, свободе прессы и национальных меньшинствах в этой стране носят не более чем ритуальный характер. Турция — очень важный элемент развития ситуации на Ближнем Востоке. Сейчас в большей степени деструктивный, но в теории имеющий и конструктивный потенциал.

Никаких таких обязательств Турция на себя не взяла. Да Евросоюз и не настаивал, судя по всему. Поэтому кризис не завершен. В исходной точке он продолжается с прежней силой, а переговорами ЕС — Турция никак не затронут его катализатор — радикальный исламизм террористического толка.

Да, волны от этого кризиса со вчерашнего дня искусственно (и достаточно искусно, признаю) перенаправлены в обход и подальше от Брюсселя. Но не более того.

Своя рубашка ближе к телу? Уколоться и забыться? Не упасть бы на дно колодца.

Источник


тэги
читайте также