Северный и южный маршруты газопроводов из России в европейские страны означали бы десятилетия беспроблемного партнерства. В идеале — в том числе с участием Украины как территории центрального маршрута.
Не являясь экспертом в сфере поставок природного газа, тем не менее рискну назвать очень знаковым вчерашнее заявление вице-президента Еврокомиссии Мароша Шефчовича, раскритиковавшего планы «Газпрома» по строительству газопроводов «Турецкий поток» и Nord Stream-2. Он заявил: «Одна из целей — сделать украинскую транзитную систему менее актуальной или прекратить поставки через Украину полностью… Это просто неприемлемо для ЕС».
Таким образом, в газовой сфере Евросоюз уходит от классической деполитизированной формулы «производитель (Россия) — транзитер (без разницы) — потребитель (ЕС)» и впервые столь откровенно пытается внедрить в оборот политизированную схему «ЕС и Украина, с одной стороны, против России, с другой».
По логике вещей, главным интересом ЕС должны быть бесперебойные поставки газа. Не зависящие от посредников (транзитеров). Деполитизированные. Максимально диверсифицированные. И в силу этого гарантированно надежные. На этот счёт в прежние годы еврочиновниками было сделано бесчисленное множество исчерпывающих заявлений. И никакой Украины там не было.
Ан нет. Времена нынче не те. Подай-ка нам Украину и только её в качестве транзитной страны, что бы там ни происходило. Сейчас, когда страна на грани дефолта, включая долги перед Россией, либо тогда, когда Украина несколько лет назад дважды чуть не заморозила пол-Европы, сорвав российские же поставки.
Северный и южный маршруты газопроводов из России в европейские страны означали бы десятилетия беспроблемного партнерства. В идеале — в том числе с участием Украины как территории центрального маршрута. Где выгоднее поставлять — там и пошел бы газ. Без оглядки на погоду и на политику. Радоваться бы Евросоюзу, формально отстаивающему не более чем интересы конечных потребителей, что партнер за свои средства развивает инфраструктуру для последующего совместного использования без проблемных посредников.
Но Евросоюз, как выясняется — не про интересы потребителей. Или не столько про них. Вот она, чистой воды геополитика без признаков геоэкономики. Иными словами, Евросоюз занялся тем, на что все последние годы пенял, хоть и безуспешно, России.
Когда надо освоить еще одну территорию, не до потребителей. Или, точнее, им придется потерпеть. На кону — гораздо больше. Европа в собственном распоряжении Евросоюза, до самой разделительной линии там, на Востоке. Где «Киевская стена». На самой границе с неудобной и нежеланной Россией, более не считающейся партнером.
Никакая это не филантропия и тем более не «газовый мазохизм» со стороны ЕС, как могло бы показаться на первый взгляд. Готовность получать столь нужный газ только по самому рискованному маршруту вопреки здравому смыслу и гарантии конфликта в будущем, когда начнется «несанкционированный забор» газа Киевом из евротрубы, может означать только одно, а именно предельно простой и политически циничный план: Украина — под контролем, а транзитные деньги на ее содержание — за Россией.
Ну, а потребитель, особенно на юге Европы, даже если и померзнет — не впервой. Так его на желании отгородиться от России легче удерживать. Правда, есть ощущение, что «Киевская стена» может стать «стеной плача» для европейских домохозяйств…