18 ноября в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия (ОЦАД) состоялся круглый стол «Князь Владимир и цивилизационный выбор России».
Заседание, прошедшее в рамках международной конференции «Князь Владимир. Цивилизационный выбор», вели председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион и главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» политолог Ф. А. Лукьянов.
В работе круглого стола приняли участие декан Богословского института святителей Афанасия и Кирилла Александрийских в Сан-Франциско (Русская Зарубежная Церковь) архимандрит Ириней (Стинберг), канцлер Свято-Владимирской православной духовной семинарии в Нью-Йорке протоиерей Чад Хатфилд (Православная Церковь в Америке), проректор по научной работе ОЦАД протоиерей Владимир Шмалий, секретарь Ученого совета ОЦАД, заведующий сектором межрелигиозных контактов ОВЦС священник Димитрий Сафонов, директор Государственного исторического музея А. К. Левыкин, исполнительный директор Фонда имени Григория Богослова Л. М. Севастьянов, заведующий кафедрой общественных наук ОЦАД, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С. Л. Кравец, доктор исторических наук, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой истории ОЦАД А. Ю. Андреев, учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры.
В начале работы круглого стола к его участникам обратился митрополит Иларион, отметивший, что целью нынешней встречи является свободное обсуждение значимости выбора святого равноапостольного князя Владимира не только в исторической перспективе, но и в преломлении жизни современного общества: «Мы все время говорим о том, что святой князь Владимир сделал некий цивилизационный выбор. А что это означает? Что, собственно, он выбрал? Святейший Патриарх сегодня в своем выступлении отметил, что об этом выборе говорят и думают очень по-разному. Одни считают, что князь Владимир выбрал для Руси европейский путь развития, что благодаря принятию христианства он соединил Русь с Европой. Кто-то говорит, что это был, прежде всего, политический выбор в пользу союза с Византией, что само крещение — сначала князя Владимира, а потом всего русского народа — было обусловлено политической конъюнктурой. Так что это был за выбор? Я глубоко убежден: самое главное, что сделал князь Владимир, — он выбрал Христа, Евангелие, духовно-нравственные ценности, которые Христос принес в этот мир. Именно это предопределило историю нашего Отечества. И на каждом новом этапе развития нашей отечественной истории мы видели, каким образом этот судьбоносный выбор князя Владимира сказывался на всем нашем народе, какое значение он имел для исхода многих битв и войн, какое влияние этот выбор оказывал на нашу русскую культуру».
О том, как этот выбор видится в перспективе жизни современного государства и общества, митрополит Иларион попросил рассказать известного политолога Федора Александровича Лукьянова.
«Наша национальная особенность заключается в том, что мы смотрим на мир очень широко и любим обобщать. Эта тема столь ярко и рельефно появляется не в любой момент. Особенно она начинает волновать и общество, и тех, кто берет на себя смелость это общество куда-то вести, в эпохи, когда возникает либо сомнение в направлении движения, либо потребность, осмыслив то, что было, взглянуть вперед, продлить некую традицию, преемственность», — отметил Ф. А. Лукьянов.
По его мнению, сейчас именно такая эпоха, в том числе и потому, что современный мир пребывает в невероятно динамическом состоянии, и динамика эта, как минимум, неоднозначная, а временами — очень пугающая. «Думаю, что суть цивилизационного выбора в том, что он все в себя включает. Это и культура, и ценности, и политика, и экономический уклад, — продолжил выступающий. — Нам сейчас, прежде всего, необходимо понять, насколько выбор, сделанный тогда князем Владимиром и неоднократно подтвержденный в истории нашей страны, действует сегодня».
С вводным докладом «Международное положение Руси в момент принятия христианства» выступил российский историк и филолог, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, доктор исторических наук А. В. Назаренко.
Также прозвучали выступления протоиерея Владимира Шмалия, священника Димитрия Сафонова, Л. М. Севастьянова, С.Л. Кравца, А.Ю. Андреева.
В завершение работы круглого стола владыка Иларион поблагодарил участников дискуссии за содержательный и интересный обмен мнениями.