На сайте НИУ ВШЭ опубликовано аналитическое исследование о тратах жителей России на потребительские продукты. Исследование выполнено экспертами Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ЦКИ ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в мониторинге состояния делового климата организаций оптовой торговли. Анализ основан на результатах ежеквартальных опросов Росстатом трех тысяч руководителей оптовых торговых организаций.
В исследовании отмечается снижение оборота торговли продуктами питания, мебелью и бытовой техникой. Реабилитацию рынка эксперты НИУ ВШЭ ждут от поставщиков топлива, стройматериалов и сельхозпродукции.
Полуторагодичное сокращение доходов населения привело к снижению трат на приобретение товаров длительного пользования. В частности, в I квартале 2016 года экономисты зафиксировали снижение деловой активности оптовиков, поставляющих в магазины бытовую электротехнику (на 5%) и мебель (на 1%). Также уменьшилась деловая активность оптовиков, реализующих другие социально значимые товары (пищевые продукты, парфюмерию, косметику, фармацевтическую продукцию). В относительно благоприятном положении находились фирмы, торгующие топливом и оборудованием.
Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) оптовой торговли вырос на 1 п.п., составив (0%). Однако к таким коррективам следует относиться сдержанно: рост был следствием оптимизма предпринимателей относительно ожиданий на II квартал 2016 года, а ключевые индикаторы ИПУ по-прежнему сохраняли отрицательную динамику.
Рисунок 1. Индекс предпринимательской уверенности
и компоненты в организациях оптовой торговли (баланс, %)
Подбронее с исследованием можно ознакомиться на экспертном сайте НИУ ВШЭ.