Публицист Антон Котенев — о том, какие у Ангелы Меркель есть основания идти на четвертой срок.
На съезде ХДС канцлер Ангела Меркель объявила о намерении переизбраться ещё на четыре года. «Я никуда не ухожу», «Я с вами ещё не закончила», — так могли бы выглядеть её предвыборные слоганы, если бы она баллотировалась на пост канцлера в личном качестве. Однако Германия — парламентская республика, где правительство формирует законодательный орган — бундестаг.
Разумеется, партия не в восторге от такого первого номера в списке. Когда-то «реальные дела» бундесканцлерин были хорошим аргументом в пользу ХДС. Теперь же они скорее работают на антирейтинг христианских демократов, уже проигравших выборы в нескольких ключевых землях, в том числе традиционно лояльных Меркель.
Впрочем, согласно социологическим опросам, более половины немцев по-прежнему считают Ангелу Меркель неплохим канцлером. Но мы же с вами не забыли, как недавно американские опросные фирмы рассказывали нам о мощной поддержке Хиллари Клинтон? И где эта поддержка? Обтекает в университетских «сэйфспейсах».
Куда важнее, что в сентябре градус недовольства политикой Меркель достиг максимального уровня за последние пять лет. Падает не только рейтинг немецкого лидера — тает на глазах популярность партии ХДС. Люди подавлены, разочарованы и меньше всего хотят продления существующего положения ещё на четыре года.
А ведь когда-то Меркель была довольно популярным политиком. Немецкая экономика росла, общество богатело, социальные и культурные конфликты не нагнетались целенаправленно, а разрешались к всеобщему удовольствию.
Стоит напомнить, что именно Меркель прямо говорила о том, что политика мультикультурализма не оправдала себя, что немецкая культура должна оставаться доминирующей, что у мигрантов в стране должен быть только один маршрут — полная и безоговорочная культурная ассимиляция.
Всё это рухнуло в бездну с началом украинского кризиса, когда госпожа Меркель предпочла пойти под Вашингтон, присягнуть на верность Украине с её территориальной целостностью и живительной АТО для несогласных.
Это ведь надо было постараться — разрушить отношения Германии и России, которые складывались годами, которым, казалось, ничто не может повредить. И кто это сделал? Девочка из ГДР, которая тоже когда-то носила пионерский галстук, ездила по обмену в Донецк и свободно говорит по-русски.
Но дело, разумеется, не в том, что Меркель зачем-то расстроила русских. Дело в том, что её политика последних лет вызывает горечь и недоумение у миллионов немцев. Антироссийские санкции раздражают бизнес. Необходимость бесконечно утирать сопли злобному и коррумпированному государству Украина, все достоинства которого в том, что оно противостоит врагам США, вызывает огромный скепсис у немецкого общества.
Ну и вишенка на торте — это, конечно, мигрантский кризис. Только ленивый ещё не пошутил по поводу брошюр, призывающих холить и лелеять молодых мужчин-исламистов, завозящихся в Германию в роли «беженцев». Немцам, конечно, до сих пор стыдно за Гитлера, они всегда с радостью привечают угнетённых, но есть же какой-то предел терпению?
Сколько детей должны изнасиловать мигранты, чтобы госпожа Меркель скорректировала свою политику?
Да сколько хотят!
Потому что Меркель собирается править вечно. Собирается вечно сидеть, флегматично скрестив пальцы на животе и ожидать, когда ей принесут Нобелевскую премию мира.
Удивительно только то, что при этом у кого-то могут быть вопросы к Владимиру Путину за то, что он «слишком долго» находится у власти.