19 сентября, четверг

Враги или партнеры: Россия оказалась фактором европейских выборов

03 ноября 2019 / 21:12
обозреватель ТАСС

Кампания по выборам в Европейский парламент, до которых осталось примерно два с половиной месяца, понемногу набирает обороты: партии и движения формируют списки кандидатов, доводят до ума предвыборные программы и платформы, обсуждают возможные альянсы и ищут точки соприкосновения....

В общем, все как обычно, если не считать того, что Россия, не имея никакого отношения к этим внутриевропейским процессам, сама того не желая, вдруг превратилась в один из весомых, если не сказать главных, факторов этой предвыборной кампании.

Президент Франции Эмманюэль Макрон в программной статье, которая на минувшей неделе была опубликована в газетах 28 стран Евросоюза и трех десятках французских изданий, призвал защитить грядущие выборы "от кибератак и манипуляций", а также "запретить финансирование европейских политических партий иностранными государствами". И хотя при этом он не упомянул конкретно Россию, с учетом его предыдущих высказываний ни у кого не возникло сомнения по поводу того, в чей огород бросает камень глава французского государства.

Во всяком случае, таких сомнений точно не было у лидера движения "Неподчинившаяся Франция" Жан-Люка Меланшона, чей публичный ответ Макрону был опубликован газетой "Либерасьон" и затем перепечатан рядом европейских изданий. Руководитель "неподчинившихся", тяготеющих к крайне левому политическому флангу, упрекнул французского президента в "русофобской паранойе" и подчеркнул, что Россия является "естественным партнером" европейских государств и народов. 
Тем самым обозначились два противоположных подхода к российскому фактору, вокруг которого, как можно предположить, в оставшееся до выборов в Европарламент время будут проходить оживленные дискуссии. 



Европа в опасности! 

На самом деле автором призыва воспользоваться грядущими выборами, чтобы "защитить Европу от врагов, внутренних и внешних", можно считать американского финансиста Джорджа Сороса, которого британская газета "Файнэншл таймс" назвала "знаменосцем либеральной демократии и открытого общества". Со страниц этого издания он в статье, опубликованной под заголовком "Европа, пожалуйста, проснись", выступил с мрачным пророчеством: "Европейцы должны немедленно проснуться, пока не стало слишком поздно. Иначе Евросоюз ждет судьба Советского Союза".

Характерно, что, предрекая ЕС печальную участь СССР и даже сравнивая нынешнее руководство Евросоюза с "политбюро [ЦК КПСС] времен распада Советского Союза", Сорос использовал как раз терминологию советского строя, для идеологов которого был характерен постоянный и повсеместный поиск врагов, подлежащих искоренению.

Макрон подхватил алармистский тон Сороса, заявив в своей статье: "Никогда еще со времен Второй мировой войны Европа не была столь необходима. И в то же время никогда еще Европа не находилась в такой опасности". Истоки этой опасности французский лидер увидел в "лжи и безответственности", а также "манипуляциях" тех, кто, "используя лживую информацию, эксплуатирует народный гнев и готов обещать людям все что угодно".

К числу главных европейских ценностей, нуждающихся в защите, Макрон отнес "свободу выбирать правителей", добавив, что "на каждый выборах иностранные государства пытаются влиять на голосование". Чтобы противостоять этим попыткам, он предложил основать "Европейское агентство по защите демократии, которое предоставит европейских экспертов каждому государству-члену [ЕС] для защиты избирательного процесса от кибератак и манипуляций". Он также предложил "запретить финансирование европейских политических партий иностранными государствами" и ввести в ЕС правила, которые позволят "изгнать из интернета призывы к ненависти и насилию".

При этом французский лидер, в отличие от Сороса, не использовал термин "враг" и не упоминал Россию, но его намеки и недомолвки и без того понятны: достаточно вспомнить, что и сам Макрон, и другие европейские политики постоянно обвиняют именно Россию (иногда еще и Китай) во вмешательстве в избирательные процессы и манипулировании информацией. И хотя ни одно из обвинений так ни разу и не было доказано, это не мешает повторять их снова и снова, являя прекрасный пример манипулирования информацией. 



"Макрон стал опасен" 

"Дождь шаблонных фраз, потоки избитых слов и русофобской паранойи" - так отозвался на статью Макрона лидер "Неподчинившейся Франции". И тем самым почти дословно процитировал высказывание премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, который в ходе недавнего визита в Люксембург назвал звучащие в адрес России бездоказательные обвинения во вмешательстве в выборы "параноидальной чушью".

По мнению Меланшона, "страх перед Россией абсурден". Назвав Россию "естественным партнером", лидер "неподчинившихся" заметил: "Если демократия и находится под угрозой, то скорее из-за финансовой тирании и брутальных методов управления народами".

"Во Франции проблема для демократии исходит не от Москвы, а от Парижа, от президента, который на протяжении 17 недель жестоко подавляет выступления "желтых жилетов", - подчеркнул Меланшон, напомнив, что за это время 12 человек погибли, 2 тысячи были ранены, 8 тысяч помещены под стражу, полторы тысячи приговорены к различным наказаниям. 

"Макрон стал опасен. И не только для манифестантов и политических оппонентов", - констатировал лидер "Неподчинившейся Франции". По его мнению, "антирусская фобия" толкает французского президента "на грань войны".

"Опасность в Европе возникла после того, как США объявили об установке в Польше ракет, нацеленных на Россию. Владимир Путин объявил об ответных мерах. Нужно срочно выйти из этой эскалации, заняв независимую от НАТО позицию. И это ровно противоположно той "европейской обороне", которую Макрон и [канцлер ФРГ Ангела] Меркель представляют как новую европейскую мечту", - подчеркнул Меланшон. 

Естественно, расхождения оппозиционного политика и действующего главы французского государства гораздо шире и не ограничиваются одним только "русским вопросом". Но сам факт того, что лидер "Неподчинившейся Франции" счел необходимым откликнуться на прозрачные намеки Макрона по адресу Москвы, уже свидетельствует, что Россия оказалась поневоле втянута в предвыборные дебаты по поводу будущего Евросоюза. 



Голосование покажет 

Фактически заочная полемика Макрона и Меланшона стала отражением тех дискуссий и процессов, которые сейчас происходят в Евросоюзе. С одной стороны, представители политического мейнстрима, которые в большинстве случаев находятся у власти в странах Евросоюза и контролируют европейские институты, склонны видеть в России если не врага, то соперника, который не разделяет европейские ценности, преследует свои собственные интересы и потому нуждается в сдерживании. Отсюда и призывы укреплять оборону и границы, и заявления о необходимости защитить избирательные процессы, и прямые обвинения в адрес России по поводу вмешательства в выборы. 

Примером может послужить высказывание председателя Евросовета Дональда Туска: "Антиевропейские силы извне пытаются тайно или открыто повлиять на демократический выбор европейцев, как это было в случае с Brexit и рядом избирательных кампаний по всей Европе. Это может случиться вновь на выборах в Европарламент в мае". Поддержав идеи и подходы французского президента, Туск призвал европейцев "не позволить политическим партиям, основанным враждебными Европе внешними силами, вмешиваться в расстановку ключевых приоритетов ЕС". 

По другую сторону барьера - те, кто находится за пределами мейнстрима, то есть главным образом нынешние оппозиционеры, хотя в некоторых случаях это могут быть партии, находящиеся у власти, как в Австрии, Венгрии, Италии. Между ними могут быть непримиримые идейные противоречия, как, например, между лидером "Неподчинившейся Франции" Меланшоном и премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном, но их объединяет то, что они предпочитают не списывать реальные проблемы Евросоюза на пресловутых "врагов демократии и европейских ценностей, не бросаться голословными обвинениями по поводу вмешательства в выборы, а доискиваться до истоков существующих проблем и пытаться предлагать способы их решения. И многие - не все, разумеется, далеко не все - считают курс на сдерживание России, а тем более на конфронтацию с нею непродуктивным и предпочитают идти путем сближения и восстановления нормальных добрососедских отношений. 

Так и получается, что российский фактор и в самом деле будет играть заметную роль в ходе предстоящих выборов в Европарламент. Вот только к вмешательству в избирательные процессы это не имеет ровным счетом никакого отношения. Просто европейцам, помимо всего прочего, придется решить, кого они хотят видеть в лице России - заклятого врага или надежного партнера. И это будет исключительно их выбор. Для России он, разумеется, будет иметь значение, но она ограничится наблюдением со стороны. 


тэги
читайте также