В контексте новой моды на снесение памятников, мы решили напомнить о том, что же такое монументальность в городской среде. Здесь мы предлагаем вашему вниманию перевод знаменитых девяти тезисов о новой монументальности лидеров авангардистского Международного конгресса современной архитектуры, выдвинутых ими в 1943 году в пику господствовавшему в те году архитектурному функционализму и модернизму.
Que donneriez vous ma belle
Pour revoir votre man?
Je donnerai Versailles,
Paris et Saint Denis
Les tours de Notre Dame
Et le clocher de mon pays.
Aupres de ma blonde
Qu'il fait bon, fait bon, fait bon.
(старая французская песня
"Aupres de ma blonde")
(1) Монументы - это памятные места, которые люди создали в качестве символов своих идеалов, целей и свершений. Они предназначены для того, чтобы пережить время, которому они обязаны, и являются наследием будущих поколений. Как таковые, они формируют связь между прошлым и будущим.
(2) Монументы являются выражением самых высоких культурных потребностей человека. Они должны удовлетворять постоянное требование народа о преобразовании его коллективной силы в символы. Самые ценные монументы - те, которые выражают чувства и мысли этой коллективной силы – народа.
(3) Всякие ушедшие в прошлое времена, оставившие след в истории культуры, способны создавать эти символы. Поэтому монументы возникают только тогда, когда людей объединяет единая культура и единое мировоззрение. Наши времена пока не смогли создать долговечных монументов.
(4) Последнее столетие мы наблюдаем девальвацию монументальности. Это не означает, что формально не хватает памятников или архитектурных монументов, претендующих на эту роль; но так называемые монументы недавнего прошлого, за редким исключением, превратились в пустышки. Они ни в коей мере не передают дух или всеобщее ощущение современности.
(5) Этот упадок и злоупотребление монументальностью является основной причиной, по которой современные архитекторы сознательно пренебрегают монументальностью и восстают против него. Современная архитектура, как и современная живопись и скульптура, должна была пройти трудный путь. Она начиналась с решения более простых проблем, с более утилитарных зданий, таких как малоэтажное жилье, школы, офисные здания, больницы и подобные постройки. Ныне современные архитекторы знают, что здания не могут быть задуманы как изолированные единицы, что они должны быть включены в более широкие урбанистические схемы. Между архитектурой и градостроительством нет границ, как и между городом и регионом. Ко-рреляция между ними необходима. Монументы должны предлагать наиболее сильный акцент в этих общих схемах.
(6) Нужно сделать еще один шаг. Послевоенные изменения во всей международной экономической структуре могут привести к организации общественной жизни в городе, которая до сих пор практически отрицалась.
(7) Люди хотят, чтобы здания, в которых проходит их городская общественная жизнь, обеспечивали больше, чем просто функциональность. Они хотят, чтобы их стремление к монументальности, радости, гордости и эмоциям было удовлетворено. Выполнение этого требования может быть обеспечено с помощью новых средств выражения, хотя это и нелегкая задача. Для этого необходимы следующие условия: монумент, являющийся интеграцией работы проектировщика, архитектора, художника, скульптора и пейзажиста, требует тесного сотрудничества между всеми ними. Это сотрудничество провалилось за последние сто лет. Большинство современных архитекторов не были обучены такой комплексной работе. Им не поручали монументальных задач. Как правило, те, кто правит страной и администрирует население, будучи блестящими специалистами в своих узких сферах, в своих художественных суждениях не отличаются от среднестатистического человека современника. Как всякий обычный человек, они испытывают раскол между тем, как мыслят и тем, что чувствуют. Вкусы тех, кто управляет странами и администрирует население, остаются неразвитыми и все еще пропитанными ложными идеями века. По этой причине они не в состоянии распознать творческие силы нашего времени, которые в одиночку могли бы построить памятники или общественные здания, которые только и должны быть интегрированы в новые городские центры, чтобы сформировать подлинное выражение нашей эпохи.
(8) Места для монументов должны быть специально спланированы. Это станет возможным, как только будет осуществлено крупномасштабное перепланирование, которое создаст огромные открытые пространства в ныне распадающейся ткани районов наших городов. В этих открытых пространствах монументальная архитектура найдет подходящую атмосферу, которая сейчас отсутствует. Тогда монументальные здания смогут возвышаться как деревья или другие растения, монументальные здания не должны быть оттеснены другими обычными зданиями, какого бы района это ни касалось. Только тогда, когда это пространство будет создано, новые городские центры оживут.
(9) Современные материалы и новые технологии: легкие металлические конструкции; изогнутые, ламинированные деревянные арки; панели различных текстур, цветов и размеров; световые элементы как перекрытия, которые можно подвесить на большие фермы, покрывающие практически неограниченные пространства. Мобильные элементы могут постоянно меняться в зависимости от назначения здания. Эти подвижные элементы, меняющие положение и отбрасывающие различные тени при воздействии ветра или машин, могут быть источником новых архитектурных эффектов. В ночные часы цвета и фигуры могут проецироваться на обширные поверхности. Такие изображения могут проецироваться на здания в целях рекламы или пропаганды. Для этого в этих зданиях планировались бы большие плоские поверхности, которых сегодня нет. Эти большие анимированные поверхности с использованием цветов и движений в новом духе могли бы предложены художникам и скульпторам как новые неисследованные области. Элементы природы, такие как деревья, растения и вода, дополнят картину. Мы могли бы сгруппировать все эти элементы в архитектурных ансамблях: камни, которые всегда использовались, новые современные материалы, цвет во всей его интенсивности, о котором давно забыли. Созданные человеком ландшафты будут соотноситься с природными ландшафтами и всеми прочими элементами, объединенными новым и обширным фасадом, иногда простирающимся на много миль, по настоящему открывающийся нам с высоты птичьего полета. Его можно было бы разглядеть не только во время быстрого полета, но и с зависшего вертолета. Монументальная архитектура будет чем-то более чем строго функциональным. Она восстановит свое поэтическое значение. В таких монументальных планах архитектура и градостроительство могли бы снова обрести свободу и развить новые творческие возможности, например, те, которые начали ощущаться в последние десятилетия в области живописи, скульптуры, музыки и поэзии.
Дж. Л. Серт, Ф. Леже, С. Гедион, 1943
Источник