В Москве 15 апреля состоялась встреча глав правительств стран-участников Таможенного союза, на которой обсуждались детали документа о создании Евразийского экономического союза. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, утверждают, что Белоруссия и Казахстан хотят до 29 апреля, когда ожидается подписание документа, согласовать с Россией все спорные вопросы взаимопроникновения экономик трех стран.
В российской столице встретились премьер-министры РФ Дмитрий Медведев, Казахстана Карим Масимов и Белоруссии Михаил Мясникович. Открытая часть мероприятия прошла в традиционной атмосфере. В основном, участники ограничились общими фразами об улучшении взаимоотношений. В частности, российский премьер заявил о выходе переговорного процесса по созданию Евразийского союза на финишную прямую.
«Завершается кодификация правовой базы Таможенного союза и Евразийского экономического пространства, по большинству вопросов найдены содержательные развязки, компромиссы. Надеюсь, что мы в таком ключе и дальше продолжим работу», - заявил он.
В свою очередь, его белорусский коллега отметил, что ряд вопросов, входящих в компетенцию правительств, до сих пор остаются нерешенными.
Впрочем, все стороны подтвердили готовность идти к подписанию договора по согласованному плану. 29 апреля должна состояться финальная встреча президентов стран-участниц: Владимира Путина, Нурсултана Назарбаева и Александра Лукашенко. А уже в середине мая документ должен быть подписан, после чего отправится в парламенты трех государств для ратификации. Начиная с 1 января 2015 года Евразийский экономический союз должен начать функционировать.
Центр политического анализа попытался разобраться, о каких противоречиях за месяц до подписания договора может идти речь. Все опрошенные нами эксперты заверили, что угрозы срыва нет, однако определенные вопросы переговорщикам все же предстоит решить.
В частности, эксперт Института Евразийских исследований, магистр международных отношений японского университета Цукуба Данияр Косназаров полагает, что «создание ЕАЗС - вопрос решенный». Однако, считает он, положение дел накануне подписания безупречным не назовешь. Прежде всего, эксперта смущает поспешность при подготовке документа.
«У многих граждан Казахстана, в том числе экспертов, отсутствует полное понимание в отношении характера документа. Это скажется и на уровне доверия к интеграционному процессу», - говорит Косназаров.
Кроме того, определенной нервозности, считает он, добавят события, которые сейчас происходят на Украине. В их свете создание Евразийского экономического союза уже не представляется исключительно экономическим решением. Тем не менее, для руководства Казахстана, продолжает политолог, своевременное создание Союза играет важную роль, так как продолжение интеграционных процессов на постсоветском пространстве «является одним из ключевых в рамках реализации транзита власти в Казахстане».
В случае с Белоруссией ситуация обстоит несколько сложнее. Как поясняет белорусский политолог, директор Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов, хотя прямых препятствий подписанию договора нет, «есть очень существенные спорные моменты».
«Речь, прежде всего, об экспортных пошлинах на нефтепродукты, которые произведены из российской нефти на белорусских заводах и отправлены за пределы Таможенного союза. Речь об отчислениях в российский бюджет ежегодно свыше $3 млрд. Это изъятие также закрывает для Белоруссии возможность занять место в новых нишах на мировом рынке», - говорит Шевцов.
Последний такой спор из-за растворителей в 2012 году закончился тем, что Белоруссия отказалась от их производства на экспорт.
«Так что главное ожидание Белоруссии заключается в том, чтобы с 1 января 2015 года, когда мы перейдем к Евразийском экономическому союзу, у нас не было этих изъятий, и таможенные экспортные пошлины оставались в бюджете», - продолжает Шевцов. Для Казахстана, полагает он, аналогичной проблемой можно считать закрытость российской нефтегазовой транзитной системы. Казахи добиваются права свободно транспортировать свой газ через российские трубы.
Есть и другие вопросы, например, неравноправие при допуске белорусских компаний к рынку российских госзакупок, говорит эксперт, однако это уже менее важные вопросы.
При этом политических проблем при подписании договора Шевцов не видит. В частности, присоединение к России Крыма страха у белорусского руководства не вызывает.
«Когда страны НАТО начали проводить бесконечные учения близ белорусских границ, Лукашенко даже запросил у России дополнительные военные самолеты, которые в итоге прибыли. То есть, с военной точки зрения, Лукашенко не боится просить ввода на территорию Белоруссии дополнительных военных сил России, по крайней мере, ВВС, а значит, страха перед россиянами нет», - объясняет он.
О том, что последние события в геополитике лишь подстегнули к сближению будущих участников Евразийского союза говорит политолог, шеф-редактор «Однако. Евразия» Семен Уралов.
«Судя по всему, украинский кризис должен ускорить процессы евразийской интеграции, потому что если раньше речь шла о приоритете экономической интеграции, то сегодня понятно, что экономический союз должен находиться в рамках военно-технической интеграции, потому что союзные внешние границы надо защищать совместно»
В заключении отметим, что суммарный ВВП экономического союза России, Белоруссии, и Казахстана уже достигает 85% ВВП в СНГ. В перспективе к Союзу может присоединиться Армения. Руководство этой страны ранее неоднократно высказывалось положительно обо всех интеграционных процессах на постсоветском пространстве, однако до решительных действий пока не дошло.