20 апреля, суббота

Три вопроса к единому учебнику истории

19 июня 2013 / 03:11

Новые единые учебники истории России не будут рассказывать о том, что было со страной в XXI веке, зато больше внимания в них будет уделяться истории отдельных регионов. Об этом было заявлено на заседании Рабочей группы по подготовке нового учебника в Министерстве образования и науки, состоявшемся 17 июня

Новые единые учебники истории России не будут рассказывать о том, что было со страной в XXI веке, зато больше внимания в них будет уделяться истории отдельных регионов. Об этом было заявлено на заседании Рабочей группы по подготовке нового учебника в Министерстве образования и науки, состоявшемся 17 июня.

На брифинге перед заседанием Рабочей группы начальник Аналитического аппарата Госдумы, ответственный секретарь Российского исторического общества Андрей Петров отметил, что обсуждение единого учебника будет беспрецедентно широким, сравнимым только с обсуждением учебника истории в Голландии. После того, как концепция единого учебника и историко-культурный стандарт будут приняты (это ожидается к ноябрю), начнется конкурс авторов учебников, которым дадут полгода на то, чтобы облечь их труд в ясную литературную форму. «Как справедливо отметил Президент, многим школьникам трудно понять, что написано в современных учебниках», - отметил он.

Владимир Мединский на заседании Рабочей группы выступил неожиданно не в качестве министра культуры, а главы Российского военно-исторического общества. Он отметил, что представление об истории молодого поколения пытаются исказить и это проблема не только России. В качестве примера министр привел новейший немецкий сериал «Наши матери, наши отцы» (Unsere Mütter, unsere Väter (2013)), печально прославившийся ревизионистским взглядом на события Второй мировой войны. Мединский убежден, что большее место в новом учебнике должно быть отведено военной истории, которая и должна стать основой патриотического воспитания. Также министр призвал особое внимание уделить в учебнике культуре и памятникам исторического значения.

История без Путина?

Директор Института Всеобщей истории РАН Александр Чубарьян посетовал на то, что журналисты раскритиковали список трудных исторических вопросов для преподавания в школе. По его словам, этот список составлен с учетом рекомендаций Ассоциации учителей истории и обществознания и означает лишь, что по этим темам в учебнике будет представлено несколько точек зрения.

Чубарьян рассказал, что для обкатки регионального аспекта учебника выбрано несколько пилотных субъектов федерации – Калининградская, Белгородская, Иркутская, Новосибирская области и Башкортостан.

Академик отметил, что для общественного обсуждения единого учебника наиболее трудными считает три вопроса: оценка советского периода истории, формирование Российского государства (вхождение в Россию различных территорий – Сибири, Дальнего Востока, национальных регионов) и освещение последних двадцати лет жизни страны.

Решение последнего вопроса было предложено Мединским. Он предложил ограничить преподавание истории в школе периодом до 2000 года, сославшись на опыт царского времени. «Последний император в учебники не попадал. Только предпоследний», - сообщил он.

По словам министра культуры, если оставить в учебнике период после 2000 года, то это выльется в споры о персоналиях. «Будут спорить - включать в учебник Марата Гельмана или нет», - считает он.

Зачем учебник, если есть ЕГЭ?

Научный руководитель проектов «Фонда современной истории» Сергей Шахрай предложил использовать опыт своего центра в качестве стержня для концепции единого учебника. По его словам, фонд выпускает материалы по современной истории в формате «дата-событие-источник» без всяких комментариев. Он также призвал активнее использовать Wiki-технологии. «Молодежь не воспринимает письменный текст, только с экрана», - подчеркнул он.

Учитель истории, руководитель лаборатории ГБОУ методического центра Южного окружного управления образования Департамента образования Москвы Андрей Лукутин обратил внимание на то, что в современных условиях учитель и учебник перестали быть единственным источником информации. Также он указал на опасность превращения учебника в пособие для сдачи ЕГЭ. «Родители и ученики предъявляют к учебникам только одно требование – подготовка к ЕГЭ. Больше вопросов к нему нет», - посетовал он.

Ректор РГГУ Ефим Пивовар напротив предостерег от того, что новый учебник может разойтись с заданиями по ЕГЭ. «Надо коррелировать обучение с заданиями на экзамене. Нельзя допустить, чтобы дети оказались не подготовлены к ЕГЭ», - считает он.

Что такое «регион»?

Директор Института этнологических исследований Уфимского научного центра РАН Айслу Юнусова отметила всплеск исследований по локальной истории и задалась вопросом как рассматривать понятие региона. «Будем мы изучать историю Урала или историю Башкортостана, историю Оренбургского края и так далее», - сказала она.

По ее словам, в современных учебниках наличествует перекос в сторону европейской части страны, в то время как на территории Сибири и Дальнего Востока происходят наиболее значительные археологические открытия последнего времени.

Наиболее трудным вопросом для преподавания Юнусова считает причины распада СССР. «Куда все это делось после того как мы столько сил на это положили? Как рассказать это детям?», - спросила она.

Директор Института археологии РАН Николай Макаров наоборот посетовал на то, что мало внимания уделяется истории Северо-Запада, в том числе Новгороду как «носителю демократических традиций».

Заместитель главного редактора журнала «Преподавание истории в школе» Александр Морозов выразил опасение, что авторы нового учебника могут впасть в соблазн донести свою выстраданную истину, а учебник должен, прежде всего, научить школьников мыслить самим. «Дети должны свои выводы вытянуть из материала. Перечислять причины событий под диктовку – недопустимо», - отметил он.

При этом, по словам Морозова, современные дети не воспринимают изложение без постановки проблем и предложил половину учебника отвести под самостоятельные задания.
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов подвел черту под дискуссией, призвав проявить максимальную активность в общественном обсуждении концепции нового учебника и культурно-исторического стандарта.

«Виртуальное» обсуждение образа нового учебника должно пройти до августа. В сентябре-октябре намечаются уже очные дискуссии на педагогических совещаниях в субъектах Федерации, конференциях в федеральных округах, Государственной Думе, Общественной палате, Академии наук и Ассоциации учителей истории и обществознания.

Принять участие в первом этапе обсуждения учебника может любой заинтересованный гражданин на площадках Дискуссионного клуба Минобрнауки, Ассоциации учителей истории и обществознания, портале История.рф, портале «Пишем историю вместе» и сайте Российского исторического общества.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
19 июня / 03:13
Споры вокруг нового учебника носят идеологический характер, таким же, судя по всему, выдастся и его обсуждение
Я не сомневаюсь, что честно и доступно рассказать о современной истории нашей страны можно, вопрос только в квалификации авторов {Читайте далее}
Тихонов Андрей Викторович, политолог
19 июня / 03:17
Ограничивать историю 2000 годом – не очень корректно с точки зрения обучения
Школьники порой не могут сделать элементарное арифметическое действие. Это как раз плоды того образования, которое нам пытаются дать {Читайте далее}
Кагарлицкий Борис Юльевич, директор Института Глобализации и социальных движений
19 июня / 03:18
Если не рассказывать школьникам историю после 2000 года, тогда они будут рассказывать ее сами
Я бы попросил регионы написать свои версии учебников истории России {Читайте далее}
Белоконь Иван Александрович, преподаватель Историко-архивного института РГГУ
19 июня / 03:20
Военная история в школьном учебнике – не главное, но есть одно существенное исключение
При рассмотрении же сталинского периода нужно проявлять деликатность, как бы ни хотелось многим показать его в черно-белых красках {Читайте далее}
Дюков Александр Решидеович, директор фонда «Историческая память»
20 июня / 18:10
История – это всегда сознательный и абсолютно субъективный выбор обществом своего «Я», своей судьбы
История – это вообще не набор фактов-трактовок {Читайте далее}
Неменский Олег Борисович, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований, научный сотрудник Института славяноведения РАН
20 июня / 18:18
Учитель истории – специалист с высшим образованием, профессионал, а не интеллектуально ущербный сетевой трепач на исторические темы
А школа, где он преподает, должна иметь в своем распоряжении и соответствующие книжки, и доступ к соответствующим электронным ресурсам {Читайте далее}
Володихин Дмитрий Михайлович, доктор исторических наук, лауреат премии президента РФ в области образования, кавалер Карамзинского креста