24 апреля, среда

Военная история в школьном учебнике – не главное, но есть одно существенное исключение

19 июня 2013 / 03:20
директор фонда «Историческая память»

При рассмотрении же сталинского периода нужно проявлять деликатность, как бы ни хотелось многим показать его в черно-белых красках.

Главной задачей учебника должно являться формирование у школьника определенной картины прошлого. Не вызывает сомнения, что определенное внимание должно быть уделено военным действиям. Вместе с тем, это не основной аспект учебника. В нем необходимо обеспечить сравнение с процессами, происходившими в других странах, чтобы школьник понимал сложность нашего прошлого.

Военная история в школьном учебнике – не главное, но есть одно существенное исключение – Великая Отечественная война. Это ключевое событие нашей истории и в школьной программе ее изучению должно быть уделено гораздо больше времени, чем это делается сейчас.

При рассмотрении же сталинского периода нужно проявлять деликатность, как бы не хотелось многим показать его в черно-белых красках. Это разные люди, одни хотят показать этот период в исключительно светлых тонах, другие – в исключительно темных. Однако школьникам надо представить многоцветную, а не монохромную картину, в которой будет видно, в какой ситуации оказалась наша страна в условиях распада Российской империи и тогдашней геополитической, демографической, экономической, национальной ситуации, и то, как эти проблемы решались. Это сложный момент, который требует обсуждения в научных кругах, но я испытываю большой скепсис относительно возможности достижения точек соприкосновения в современном академическом сообществе.

Дело в том, что мы по-прежнему смотрим на события того времени не в общемировой перспективе, а изолированно, к тому же руководствуемся при изучении событий тех лет идеологическими пристрастиями.

Поэтому было бы крайне полезно использовать методологические наработки западных историков, сделанные ими при рассмотрении советского периода. Эти наработки позволят более объективно представлять наше прошлое, поскольку у западных историков нет такой мощной включенности как у историков отечественных.

Убрать из учебника период после 2000 года мне представляется рациональным решением. Поскольку все, что происходит в последние годы, не является в полной мере историей. Это современность и каждый из нас смотрит на нее по-своему в зависимости от своих политических воззрений. Прийти к общим представлениям о недавнем прошлом очень сложно. Чтобы говорить об истории, а не о текущей политике, лучше ввести какую-то определенную дату.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика