30 апреля, вторник

Если не рассказывать школьникам историю после 2000 года, тогда они будут рассказывать ее сами

19 июня 2013 / 03:18
преподаватель Историко-архивного института РГГУ

Я бы попросил регионы написать свои версии учебников истории России.

Мне не нравится идея единого учебника. Это такая застывшая форма, которая с трудом будет воспринимать новые открытия. А ведь историческая наука не стоит на месте, и создать единую концепцию истории страны представляется очень сложной задачей. В Германии, например, нет учебников по истории, там люди изучают отдельные проблематики с помощью монографий и, исходя из изученного материала, строят свои собственные концепции. В конце концов, у нас еще никто не отменял академические свободы…

Меня настораживает, что разработчики концепции единого учебника не очень внятно изображают деятельность Владимира Ильича Ленина. На мой взгляд, если не разобраться с Лениным, то не имеет смысла разбираться в том, откуда пошел Сталин. Не очень удачным мне кажется и возвращение к термину «октябрьский переворот» - то есть к рабочей формуле, которой придерживались и большевики. Если договорились о том, что от Февраля к Октябрю проходил единый революционный процесс, то и отходить от этого не стоит. Ведь Февраль был в большей степени верхушечным переворотом, чем подготовленное вооруженное восстание в Октябре. Это попытка затушевать такое понятие как революция. А его не уберешь ни из XIX, ни из XX века.

Я не согласен и с тем, что военная история может больше способствовать воспитанию патриотизма, чем история мирного строительства. Это достаточно примитивная формула. Сделан упор на Войне 1812 года. Между тем известно высказывание адъютанта Александра I - Волконского - о роли дворянства в ту войну. Он сказал императору, что ему стыдно быть дворянином на фоне многочисленных фактов уклонения от службы.

Патриотизм должен носить спокойный, выдержанный характер, а не быть замешанным только на войне.

Он не должен вспыхивать только в моменты опасности, а распространяться и на мирную жизнь. Разве мало мы можем обнаружить примеров патриотизма в той же советской истории?

Я бы начал не с того, чтобы создавать учебник, который втихаря будет не всеми принят, с Москвы, а попросил регионы написать свои версии учебников. На их основе можно было бы сделать что-то взвешенное.

Если же не рассказывать школьникам историю после 2000 года, тогда они будут рассказывать ее сами. Ссылки на царскую Россию здесь не очень уместны, и брать с нее пример нужно осторожно и выборочно.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика