24 апреля, среда

Санкции понарошку

18 июля 2014 / 01:39

Евросоюз опять ввел санкции против России, и опять сделал это нехотя, под давлением США. Но вновь Европа не решилась всерьез обрывать экономические связи с Россией. ЕС выступил за продолжение переговоров по газу, но ограничил инвестиции ЕБРР и ЕИБ. Ограничения по конкретным компаниям и лицам могут быть введены только в конце июля, не раньше. Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, полагают — серьезного ущерба для российской экономики от этих санкций не будет.

Европа вновь применила санкции к России. В этот раз интрига была в том — пойдет ли Евросоюз на принятие третьего пакета санкций или ограничится принятием «второго пакета плюс». Впрочем, даже в принятии расширенного второго пакета санкций до конца уверенности не было до самого последнего момента.

Европейский совет принял решение расширить ограничительные меры в отношении организаций, в том числе из России, которые «материально или финансово поддерживают действия, подрывающие или угрожающие подорвать суверенитет, территориальную целостность и независимость Украины». Лидеры 28 стран ЕС призвали Россию «активно использовать свое влияние» на «незаконными вооруженными формированиями» (то есть на ополченцев Юго-Востока Украины, чтобы добиться быстрой деэскалации ситуации, а также «обеспечить прекращение потока оружия и добровольцев через границу».

Пока этого не происходит (по версии Евросоюза), Европа и вводит санкции. Правда, довольно неконкретные — Европа, как кажется, тянет время. Теперь Евросовету до конца июля необходимо утвердить первый список лиц, права которых будут ограничены в рамках новых санкций. в санкционный список ЕС по Украине включены 72 человека, последнее расширение списка состоялось 12 июля — туда было включено руководство Донецкой и Луганской народных республик.

Кроме того была одобрена рекомендация по приостановке финансирования новых программ в России Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития.

Последнее — пока самое серьезное ограничение, но ожидаемое и не совсем радикальное. Дело в том, что ЕБРР пока и так ничего в российскую экономику не финанасирует: в мае первый вице-премьер России Игорь Шувалов заявлял, что ЕБРР после присоединения Крыма уже фактически остановил принятие решений о новых проектах в России.

В 2013 году ЕБРР вложил в российские проекты 2,5 миллиарда долларов, Россия является крупнейшим получателем средств банка. Европейский инвестиционный банк, принадлежащий странам-членам ЕС, предоставил кредиты России на 1,4 миллиарда долларов в 2013 году. Впрочем, для введения санкций необходимо согласовать ограничения с советом директоров банка. Да и Россия тут скажет свое слово — она все-таки является одним из крупнейших акционеров банка.

Москва отреагировала ожидаемо. Российский премьер Дмитрий Медведев, например, заявил следующее: «давление на Россию не может отразиться на нашей бюджетной политике и ее приоритетах», но в тоже время «нам придется больше внимания уделить расходам на оборону и безопасность. Мы это делать умеем».

В российском МИДе выразили «разочарование» «тем, что Евросоюз, вопреки собственным интересам, поддался на шантаж американской администрации и пошел по пути санкционных мер в отношении России». «При этом Брюсселем, по примеру Вашингтона, фактически используется «логика зазеркалья», когда во всех грехах обвиняются те, кто предпринимает реальные усилия по деэскалации ситуации на Украине, а вопиющие факты, включая непрекращающийся поток беженцев с Украины в Россию, обстрелы российской территории и иные антироссийские провокации, откровенно замалчиваются», - говорится в заявлении. «Подобные односторонние шаги чреваты ущербом не только для России, но и для самих стран-членов ЕС, многие из которых переживают серьезные экономические трудности», - предупреждает Москва.

Недовольство выразили не только в Москве, но и в Европе. Так Ассоциация Европейского бизнеса в своем заявлении говорит о сожалении по поводу того, что «новые санкции ЕС касаются деятельности Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) в России».

Соединенные Штаты Америки и впрямь давили на европейцев, многие сторонние наблюдатели убеждены, что без серьезного давления со стороны США и их союзников в Европе (прежде всего, Великобритании и восточноевропейских стран) Евросоюз не стал бы вводить даже таких ограниченных санкций. Эксперты Центра политического анализа полагают, что серьезных последствий санкций не будет — они довольно незначительны.

«Санкции Евросоюза носят предсказуемо более умеренный характер, чем санкции со стороны США. Россию и ЕС связывают очень интенсивные экономические отношения, которых нет между Россией и США. Именно этим, а не благожелательным расположением к России отдельных стран ЕС, объясняется умеренность», - говорит заведующий Отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН Сергей Уткин.

По его мнению, «если бы наиболее радикальные критики России в ЕС не знали бы заранее, что их позиция будет демпфирована другими странами, они, скорее всего, тоже были бы осторожнее с резкой риторикой, задумываясь об экономических последствиях».

«По всем основным внешнеполитическим вопросам в ЕС для принятия решения требуется консенсус стран-членов, соответственно, заблокировать радикальные шаги довольно легко, а убедить все 28 стран в их необходимости, наоборот, непросто. Тем не менее, в условиях, когда Россия, с точки зрения ЕС, не способствует де-эскалации украинского кризиса, необходимость некоторого ужесточения санкций как раз и является точкой консенсуса», - считает эксперт.

Одобренные шаги находятся на грани экономических санкций, но пока не перешагивают эту грань, уверен Сергей Уткин. «Ограничивается деятельность Европейского инвестиционного банка и, что существенно важнее, Европейского банка реконструкции и развития, обеспечивающего финансовую поддержку сотням проектов в России и придающего особое значение содействию модернизации российской экономики. Это может представлять проблему для тех, кто рассчитывал на ресурсы этих организаций, но не для российской экономики в целом», - уверен политолог.

Как напомнил Уткин, большей, но предсказуемой проблемой станет заявленное блокирование инвестиций в Крыму. «Однако те тысячи компаний, которые формируют ткань экономических отношений между Россией и Евросоюзом, продолжат свою работу, а наиболее влиятельные из них будут прилагать усилия, чтобы возможные новые санкции не наносили существенного ущерба их бизнесу». - резюмирует эксперт.

«Если исходить из реальных экономических параметров, то объем финансирования по линии ЕБРР и тем боле ЕИБ не слишком большой в рамках российской экономики. Тем более, что доля проектов с госучастием также не слишком велика — не так много проектов. Поскольку частников запрет не коснется. Насколько я понимаю, то ущерб не будет чрезмерным. Понятно, что примерно три четверти финансовых ресурсов наши частные компании привлекают на европейском рынке», - оценивает ущерб Доцент Кафедры европейской интеграции МГИМО-Университета МИД Борис Фрумкин.

По его мнению, общая ситуация в плане привлечения инвестиций в плане психологической обстановки, инвестиционного климата ухудшается. «Однако что касается собственно запрета на финансирование ЕБРР и ЕИБ проектов в России, то ущерб не будет значительным. Хотя естественно — лучше бы и этих санкций не было», - уверен Фрумкин.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
18 июля / 01:41
ЕС по-прежнему не готов вводить секторальные санкции
Такое решение не будет принято как минимум до ноября {Читайте далее}
Преображенский Иван , политолог, кандидат политических наук
18 июля / 01:43
Одобренные шаги находятся на грани экономических санкций, но не перешагивают эту грань
Санкции Евросоюза носят предсказуемо более умеренный характер, чем санкции со стороны США {Читайте далее}
Уткин Сергей Валентинович, заведующий Отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН
18 июля / 01:47
Ущерб не будет значительным
Но общая ситуация в плане привлечения инвестиций— она ухудшается {Читайте далее}
Фрумкин Борис Ефимович, доцент Кафедры европейской интеграции МГИМО
тэги
читайте также