В условиях девальвации и под давлением негативных новостей стремительно меняются потребительские запросы россиян, готовящихся экономить. О том, как это происходит, рассказали эксперты, опрошенные Центром политического анализа.
В условиях девальвации и под давлением негативных новостей стремительно меняются потребительские запросы россиян, готовящихся экономить. Наиболее существенно спрос пока упал только на «излишние» удовольствие — рестораны, туризм, очередную замену авто. Зато даже вырос премильный сегмент рынка: люди вкладывают в более дорогие машины и недвижимость, стремятся купить бытовую технику, пока она не подорожала. Бизнес реагируют по-разному. Автодилеры и риелторы готовы торговать чуть ли не в убыток, зато продавцы незаменимого — прежде всего, дешевых продуктов — ждут новых клиентов, потирая ладони.
По словам председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, «девальвация — это главный фактор, который изменил потребительское поведение в последние 3−4 месяца».
«Ключевым фактором при выборе товаров стала цена, — рассказывает он. — Люди начинают понимать, что нам предстоит достаточно длительный кризисный период с возможными потерями доходов и ростом цен. В таких условиях люди начинают экономить на всем, чем только можно. Пока это коснулось общепита и туризма, который стал дороже пропорционально изменению курса рубля к доллару и евро».
Только готовятся к падению спроса продавцы бытовой техники. Пока же люди, наоборот, стараются успеть закупить импортную бытовую технику до ее подорожания. В еде экономия, скорее всего, выльется не столько в сокращение количества пищи, сколько в упрощение рациона, прогнозирует Янин.
«В скором времени это (экономия — ред.) коснется электроники, одежды и обуви. Последнее, на чем люди экономят, — это на еде. Как правило, изменяется потребление: люди переходят на более дешевые бренды или более простые продукты. Например, будут покупать не филе курицы, а птицу целиком, потому что дешевле примерно в два раза, — поясняет эксперт. — Спрос на более дорогие товары упадет, но повысится спрос на более простые продукты».
Попытки отдельных ретейлеров удерживать цены (например, на бытовую технику) ниже рыночных вряд ли увенчаются успехом, считает Янин. Но выиграют все равно те, кто сможет предложить самую низкую цену.
«Все эти стратегии торговли в убыток могут продержаться не более нескольких месяцев и, очевидно, что любая новая поставка в Россию будет реализовываться по новым ценам с учетом падения рубля. Скорее всего, получат преимущество продавцы дешевой еды, иногда в ущерб качеству. Для них сейчас очень хороший период, они могут получить потребителей, которые лишились дешевых импортных продуктов и не могут позволить себе российские товары сегмента премиум», — заключает он.
Любопытные потребительские тенденции можно наблюдать на автомобильном рынке. Как рассказывает президент Ассоциации Российские автомобильные дилеры Владимир Моженков, хотя отрасль в целом падает с весны 2013 года, девальвация подтолкнула продажи дорогих машин.
«Люди у нас финансово подкованные и когда видят девальвацию порядка 30%, то они прекрасно понимают, что сегодня это произошло с рублем, а завтра это отразится на их кошельке. Поэтому те, у кого есть накопления, снимают их и покупают автомобили. В большей степени это касается премиальных марок, потому что покупка такой машины сегодня сэкономит в будущем году до 30%", — говорит он.
Есть и несколько других особенностей спроса на автомобили в кризисный период. В частности, большим спросом пользуются кроссоверы, а премиальные марки авто покупают даже люди, которые раньше рассчитывали на недорогой сегмент.
«У потребителя появился выбор: купить автомобиль массового бренда или чуть дороже, но зато автомобиль премиальной марки. В этой ситуации премиальные бренды усиливаются, выросли продажи «Порш», «Мерседес», «Лексус», — рассказывает Моженков.
Свою лепту вносят и традиционные покупатели дорогих машин, для которых даже ухудшение финансового положения не является поводом снижать свой уровень жизни. «Премиальщики» чувствуют себя сейчас лучше еще и потому, что их потребители чувствуют себя получше и, что важно, знают, что такое качество жизни и стараются его поддерживать», — говорит глава Ассоциации автодилеров.
Впрочем, в целом отрасль сейчас все же испытывает серьезные трудности, сетует он.
«Покупателей на рынке сейчас становится меньше, автомобилей больше, и чтобы их продать, приходится торговать даже ниже себестоимости, привлекая спрос. Уже в 2013 году прибыль многих дистрибьюторов упала, а если кто-то в 2014 году умудрится закрыться в плюсе — ему вообще памятник надо ставить», — иронизирует Моженков.
В перспективе он прогнозирует череду банкротств слабых компаний и рост наиболее сильных, которые смогут пережить кризис. А так как автомобильный бизнес — и производство, и торговля — являются, по словам Моженкова, драйвером всей экономики, то правительство могло бы ему помочь. Для этого, считает он, необходимо продлить программу автоутилизации на весь 2015 год, а также ввести программу льготного автокредитования.
«Если эти программы будут осуществлены — это активизирует авторынок. Автозаводы будут загружены работой, не будут сокращаться рабочие места, люди будут работать, получать зарплату и платить налоги. Дилеры будут продавать машины, будут зарабатывать деньги. Всем — и государству, и производителям, и продавцам, и потребителям — будет от этого хорошо», — констатирует он.
Наблюдают свойственное «периоду нестабильности» поведение покупателей и на рынке недвижимости. В частности, руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олег Репченко говорит, что «спрос на недвижимость в последнее время скачкообразный».
«Большой ажиотаж наблюдался в начале 2014 года — на фоне обострения геополитической ситуации и ослабления рубля. Затем уже в апреле-мае начался спад активности покупателей, который сохранялся вплоть до октября. В октябре на фоне очередной волны девальвации вновь отмечался всплеск спроса — особенно на первичную недвижимость, поскольку она нередко рассматривается в качестве инвестиционного актива. На фоне ослабления рубля люди стремятся защитить сбережения в недвижимости», — перечисляет он.
При этом большинство людей все же не располагают большими деньгами на недвижимость, поэтому даже периоды активного роста спроса не приводил к росту цен.
«Отмечается некоторый рост рублевых цен, однако он не отыгрывает ослабление рубля, при этом темпы роста в рублях примерно вдвое ниже темпов падения цен в долларах», — говорит Репченко.
Что касается разных по классу категорий недвижимости, то, считая в долларах, недорогое жилье традиционно теряет в цене, тогда как «рынок высокобюджетного жилья более инертен к этим процессам, поскольку в большей степени привязан к доллару, а продавцы готовы дольше ждать покупателя». Однако и этот сегмент, скорее всего, должен будет пойти на снижение цен.
Любопытно, что вопреки расхожему мнению тон на рынке недвижимости задают все же покупатели.
«Некоторые продавцы пытаются «привязать» цены к доллару. Однако это не срабатывает: покупатели не готовы платить за эти «хотелки» продавцов. Поэтому долларовые цены приходится снижать, и, хотя рублевые цены сейчас подрастают, то уже не столь активно. Весной недвижимость отыгрывала ослабление рубля примерно на половину, достаточно высокими темпами росли рублевые цены и в конце лета. Однако в октябре рублевый прирост оказался минимальным — примерно на 1,2% по сравнению с сентябрем», — заключает Репченко.
Александр Дюпин